00:0030 мая 200200:00
14просмотров
00:0030 мая 2002
В "ДП" была опубликована подборка статей по поводу принятия Госдумой законопроекта "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" (см. №75 от 29.04.02). К сказанному хотелось бы добавить несколько мыслей.
В "ДП" была опубликована подборка статей по поводу принятия Госдумой
законопроекта "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" (см. 75 от 29.04.02).
К сказанному хотелось бы добавить несколько мыслей.
Представление интересов доверителя по гражданским и защита по уголовным делам
должны осуществляться адвокатом. По арбитражным делам представление интересов
организаций могут осуществлять штатные юрисконсульты. Это значит, что некоторые
функции выполняют только адвокаты, а некоторые функции могут быть выполнены и
адвокатами, и юристами. Разделение функций вызвано тем, что обвинение от имени
государства поддерживает профессионал, и государство не вправе ставить под
сомнение объективность приговора, сознательно допуская к защите
неквалифицированного защитника. В любой цивилизованной стране к участию в
процессе допускается только человек, сдавший экзамен и состоящий членом коллегии
адвокатов. В противном случае государство вынуждено было бы снять
ответственность с любого, кто занимается, например, незаконным врачеванием, не
будучи профессиональным врачом, дабы не нарушать статью 42 Конституции РФ, в
которой сказано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Никто ведь не возмущается, что врач, имеющий диплом о высшем образовании и
занимающийся частной практикой, обязан получить лицензию. В случае если врач
работает в государственном учреждении, то наличие лицензии не требуется. И это
нормально. Никто же из юристов не говорит об отмене экзамена, чтобы работать
нотариусом или судьей.
Мне скажут: чтобы стать прокурором, экзамен сдавать не надо. Согласен. Прокурор
-- это государственный служащий, которого на работу принимает государство, а оно
вправе устанавливать свои требования и критерии к квалификации юриста. Точно так
же каждая организация устанавливает свои требования и критерии к квалификации
юриста при приеме его на работу. К примеру, в США для оказания юридических услуг
необходимо сдать экзамен и получить лицензию, дать присягу в суде, и только
после этого можно заниматься юридической практикой.
В настоящее время в этом вопросе сложилась парадоксальная ситуация. Регулируется
деятельность лишь тех физических лиц, которые добровольно вступили в члены
коллегий адвокатов. Деятельность всех прочих физических и юридических лиц по
оказанию платных юридических услуг практически ничем не регулируется, и такой
деятельностью может заниматься любое юридическое и физическое
(зарегистрированное в качестве предпринимателя) лицо, даже не имеющее
юридического образования. В таких условиях говорить о соблюдении прав граждан на
квалифицированную юридическую помощь не приходится. Относительно бесплатной
юридической помощи представляется необходимым различать два понятия: бесплатная
для клиента и бесплатная для адвоката. Второго при рыночных отношениях в
принципе быть не должно. Если государство провозглашает для кого-то льготы в
оплате услуг, то государство должно оплачивать работу по предоставлению таких
услуг. Например, если государство устанавливает льготные тарифы на перевозки
отдельных категорий граждан, то, в соответствии со ст. 790 ГК РФ, оно обязано
возместить транспортной организации неполученные доходы. Могу напомнить, что
обязывание работать бесплатно является нарушением ст. 37 Конституции РФ
(принудительный труд запрещен, и каждый имеет право на вознаграждение за труд,
без какой бы то ни было дискриминации).
Помимо всего прочего, адвокат обязан соблюдать кодекс профессиональной этики.
Данный кодекс еще будет написан, но хотелось бы, чтобы в будущем был написан
кодекс профессиональной этики не только для адвокатов, но и для прокуроров,
судей, нотариусов, т.е. для всех юристов, занимающихся оказанием юридических
услуг и отправлением правосудия.
Михаил Герасимов,
директор Адвокатского бюро "Присяжный Поверенный"