Открываешь музей -- подружись с коллекционером

Открыть свой маленький Эрмитаж сегодня сложно, но можно. Правильность этого утверждения вот-вот докажут в Петергофе, где открывают новый Музей коллекционеров.

<BR><BR>Открыть свой маленький Эрмитаж сегодня сложно, но можно. Правильность этого утверждения вот-вот докажут в Петергофе, где открывают новый Музей коллекционеров.<BR>В Лондоне на днях забастовали работники Британского музея: говорят, правительство уменьшает финансирование. Менеджеры ГМЗ "Петергоф", открывающие новый музей, не могут сказать, что у них с финансированием все в порядке, но законы рынка заставляют вертеться, местный Эрмитаж или на худой конец Русский музей привлечет новых посетителей.<BR><BR><B>Цена шедевра</B><BR>Художественный музей -- это не музей воды или стульев, он стоит больших денег. ГМЗ "Петергоф" потратил на свой около 40 млн рублей. Большая часть средств ушла на реставрацию здания. Картины и фарфор негоже выставлять в интерьерах евроремонта, а потому под музей отвели историческое здание Верхнесадского парка Петергофа, когда-то построенное по проекту Растрелли. В царские времена здесь располагались кухни, в последующие века был Комитет комсомола Петродворцового района, коммунальные квартиры, трест столовых... Примерно 5-7 лет назад было принято решение о реставрации здания и о расположении в нем нового музея.<BR>Около 10 млн рублей потратили на закупку музейного оборудования. На экспонаты не было потрачено ни копейки -- четыре частные коллекции были переданы Петергофу безвозмездно.<BR>Основу музея составляют фарфор, табакерки и живопись петербургского коллекционера Иосифа Эзраха и живопись и графика из коллекции супругов Тимофеевых. Плюс две небольшие коллекции москвичей Анастасии Усениной и Ирины Каварской.<BR><BR><B>Шубы и Рерих</B><BR>По словам Нины Верновой, заместителя генерального директора ГМЗ "Петергоф" по науке, главное в получении бесплатных экспонатов в нынешние времена -- это дружба с их собирателями. Обычно коллекционеры завещают все свое богатство наследникам, а музеям дарят лишь отдельные экспонаты. По словам Нины Верновой, вдовствующая Роза Тимофеева передала музею все, что имела, -- "от и до", включая свои собственные наряды и шубы. Наследников у Тимофеевых не было.<BR>Тимофеева думала о передаче своей богатой коллекции еще до того, как дирекция ГМЗ "Петергоф" начала дружить с ней. Говорят, она не раз звонила директору одного из петербургских музеев, высказывая это желание и приглашая его в гости. Но директор этого неназываемого музея так и не нашел времени для визита.<BR><BR><B>Выгодная дружба</B><BR>Зато директор ГМЗ "Петергоф" Вадим Знаменов и Нина Вернова приехали к вдове -- они купили у нее старинные стулья. Роза Тимофеева была тронута, что за стульями приехал сам директор. Так началась дружба. Через некоторое время женщина предложила принять в дар коллекцию рисунков старых мастеров. А потом она попросту составила документы о передаче всей своей коллекции музею. По словам Нины Верновой, ни одного условия Тимофеева не выдвинула. В результате музей приобрел 98 живописных работы, среди которых картины Бенуа, Добужинского, Рериха, Кустодиева, Серебряковой и других художников начала XX века, а также примерно 300 единиц фарфора советской эпохи и 103 рисунка старых мастеров. Пока коллекция живописи полностью нигде не выставлялась -- картины висели на стенах в доме Тимофеевых.<BR><BR><B>Бесплатный Бурлюк</B><BR>Коллекция Эзраха также была передана в ГМЗ "Петергоф" практически безвозмездно. Иосиф Моисеевич высказал лишь одно условие: чтобы была организована выставка его коллекции и издан хороший каталог. Его условие выполнено -- коллекция разместилась в музее на "постоянное место жительство", а каталог уже издан.<BR>Правда, Петергофу досталась не вся коллекция господина Эзраха. В свое время он передал свой русский фарфор Русскому музею. В петергофском музее будет выставлена его коллекция предметов западноевропейского фарфора, а также табакерки и живопись художников начала ХХ века -- Бурлюка, Ларионова, Гончаровой, Кузнецова и других. Счастливые обстоятельства получения первых коллекций не ввели менеджеров нового музея в состояние эйфории. Исключительно на дружбу с коллекционерской братией они не рассчитывают и все же откладывают деньги на покупку особо ценных коллекций.<BR>