00:0010 августа 200600:00
33просмотров
00:0010 августа 2006
Стихи снимут на видео и продадут
СПб. "А не создать ли новый жанр?" - подумали как-то поэт Владимир Антипенко и
журналист Александр Никандров. Теперь они зарабатывают деньги
стихоклипами.
Жанр стихоклипа изобрел Александр Никандров. Это напоминает
музыкальный клип, с той разницей, что в кадре не музыкальная группа, а поэт,
выразительно читающий свои стихи в необычной обстановке. Как в любом музыкальном
клипе, используются монтаж и спецэффекты, готовится сценарий.
Умноженное
на поэзию
Кроме стихоклипов существует еще несколько авторских
кинопоэтических жанров - видеоперформанс, короткометражные стихофильмы,
классическое чтение стихов, видеоверсии поэтических спектаклей.
Все эти
новые веяния родились в процессе работы Nikandro Films - собственной киностудии
журналиста и видеооператора Александра Никандрова. Он создал ее год назад
совместно с поэтом, руководителем поэтического движения "Послушайте!" и
одноименного театра поэтов Владимиром Антипенко.
Студию открыли
специально для производства поэтического кино, тогда же начали снимать первые
опыты. В оборудование Александр вложил около $5 тыс. Владимир Антипенко вложил
свой талант критика и связи в поэтическом мире. "У многих людей очень узкий
взгляд на поэзию. Современная поэзия - это шоу, буйство красок, ее сложно
воспринимать, читая с листа, - рассказывает Александр Никандров. - Поэтому мы
умножили все многообразие поэтических жанров на все многообразие киножанров -
получилось что-то совершенно новое".
В зарисовках снимаются наиболее
интересные, на взгляд редакторов, петербургские поэты, в основном участники
поэтического театра "Послушайте!" Илья Жигунов, Мария Громакова и др.
Они
привыкли выступать на сцене и читают стихи поставленным голосом и с должным
выражением. Если не получается хорошо прочитать с первого раза, клип или фильм
снимается в несколько дублей.
Сейчас в резерве у Nikandro Films около 10
полных дисков, на каждом несколько клипов, поэтических зарисовок. Поэты читают
свои весьма своеобразные стихи на фоне заброшенных строек, тоннелей
метрополитена. Есть даже целый фильм "Русское поле", который был номинантом
международного фестиваля короткометражных фильмов Palm Springs International
Festival of Short Films & Short Film Market в Калифорнии. "В начале века поэты
были рупорами, богами, к ним прислушивались, им поклонялись, их узнавали на
улицах. Сейчас такое количество источников информации, что поэтам очень трудно
донести свое творчество до читателей, слушателей, зрителей, мы готовы помогать
хорошим авторам. Мы предлагаем совершенно новый, доступный формат поэзии. Наши
клипы легко можно транслировать хоть по MTV", - уверен Александр
Никандров.
Продать права
При этом студия была задумана не только
из любви к прекрасному или из желания спасти поэзию в России. Для учредителей
Nikandro Films видеопоэзия - потенциальная возможность заработать.
Сейчас
владелец студии подрабатывает частной видеосъемкой и является руководителем
пресс-службы Управления Росохранкультуры по Северо-Западному федеральному
округу.
Диски продаются уже сейчас, правда, большей частью через знакомых
поэтов, на спектаклях театра "Послушайте!" да еще в некоторых галереях, например
в "Галерее Третьякова". Продаются очень небольшими тиражами, продано не больше
сотни экземпляров каждого диска. Впрочем, розничная торговля не является
основной целью Александра Никандрова. "Я рассчитываю заработать на продаже
авторских прав на тот или иной продукт, - рассказывает оператор. - С этой целью
я постоянно предлагаю наши продукты в разных вариантах звукозаписывающим
компаниям и дистрибьюторам. Некоторые интересуются, но пока нам есть над чем
поработать".
Одна из компаний, которая заинтересовалась креативными
идеями Александра Никандрова и Владимира Антипенко, - ООО "Петродиск". Это одна
из крупнейших компаний-дистрибьюторов аудио-, видео-, DVD-продукции в
Петербурге. "Я сам предложил Саше встретиться, после того как узнал о новом
направлении в искусстве, которое он предлагает. До этого я никогда не слышал о
стихоклипах, - рассказал нам директор по развитию ООО "Петродиск" Рустам
Зиязитдинов. - Мы посмотрели материал, показали своим московским коллегам -
теперь думаем, будет ли это продаваться. Естественно, придется переснимать все в
нормальном качестве, на профессиональном оборудовании - это требует
вложений".
Трудности
Опыт продажи стихов у поэтов уже есть.
Правда, чаще продаются не современные авторы, а классики. ООО "АЗиЯ-плюс" на
рынке аудиокниг уже несколько лет. Фирма специализируется на авторской песне,
выпускает аудиосборники со стихами Ахматовой, Мандельштама, Гумилева. Недавно
выпустила подарочное издание - стихи и картины Виктора Сосноры, преемника
футуристов 30-х гг. "Могу сказать, что поэзия продается плохо, - жалуется
арт-директор ООО "АЗиЯ-плюс" Николай Якимов. - Здесь нужен особый подход: нельзя
продавать стихи так же, как стиральные машины".
Пока же диски в магазинах
берут не очень охотно, продается около десяти в месяц, в несколько раз больше
расходится на концертах исполнителей авторской песни. Примером удачной продажи
поэзии может служить диск московского поэта Андрея Родионова "Пельмени устрицы",
он был вложен в одноименную книгу. Диск, вышедший тиражом не больше 5 тыс.
экземпляров, моментально стал поэтическим бестселлером - сейчас купить его в
свободной продаже практически невозможно.
По словам Рустама Зиязитдинова
из "Петродиска", продать поэзию, как и любой другой продукт, можно. "Хорошая
полиграфия, широкая сеть распространения, грамотная аннотация и правильное
позиционирование заставят купить любой диск. Здесь другой вопрос, последует ли
потом повторная покупка такого продукта. Нужно хорошо ознакомиться с
потенциальной аудиторией. Вместе с тем я уверен, что есть люди, которым это
может быть интересно, - просто пока я их не очень хорошо
представляю".
300 человек постоянно состоят в поэтических объединениях
Петербурга.
- Каждый сотый петербуржец пишет стихи.
Источник:
поэтическое объединение
"Послушайте!"