Продуктовые войны охватили мир

Автор фото: flickr.com

Противостояние ритейла и производителей продуктов питания, стремящихся согласовать вопрос о ценах на продовольствие, в конечном итоге ляжет на плечи потребителей.


Производители продуктов питания, планомерно повышавшие стоимость товаров, чтобы компенсировать дикий рост на сырье, теперь вынуждены бороться с ритейлерами, чтобы удержать цены от падения, пишет Reuters. Представители пищевой промышленности идут на все, чтобы показать ритейлерам, что даже если цены на сырье снижаются, издержки на некоторые товары не сокращаются.
"Мы пытаемся выжить в напряженной экономической реальности, где конкуренты постоянно наступают на пятки, а потребители становятся все более требовательными", - констатирует Дуглас Конант, генеральный директор американской компании Campbell Soup Co. Представители пищепрома говорят, что переговоры с ритейлерами становятся все более жесткими, и все реже проходят гладко. Так на прошлой неделе сеть Delhaize приостановила продажу более 300 наименований товаров компании Юнилевер (Unilever) из-за ценового конфликта.
Крупнейший в мире ритейлер Wal-Mart, пожалуй, как никто строго мониторит уровни издержек и цен. "Мы работаем с нашими поставщиками, чтобы лучше понимать структуру из издержек, - признается финансовый директор компании Том Шов. – Если все нормально, мы также поднимем цены, однако мы в любой момент можем спросить, почему при падении цены бензина на 20% цена товара практически не изменилась. Мы должны действовать как адвокаты или торговые представители для наших покупателей".
В таких условиях многие производители товаров оказываются на грани вымирания, страдают в первую очередь «вторичные» и недостаточно сильные бренды.
Эксперты сходятся на том, что основная сила теперь на стороне ритейлеров, которые могут вертеть производителями продуктов как хотят.
В России ситуация не лучше, считает Андрей Кабанов, генеральный директор ЗАО "Адекта-Капитал". "Ритейлеры в РФ сейчас, конечно, руки выворачивают поставщикам. Срок выплат вырос в 3 раза до 60-90 дней. "Продавец" идет на сокращение срока, но требует за это дисконта. Однако это до поры до времени. В период всеобщего недоверия и отсутствия возможности дешевого фондирования это может закончиться. Государственные банки получили задание поддерживать отдельных ритейлеров. Однако залоги (здания, торговые площади и пр.), их стоимость должна вдвое превышать объем кредита (ранее 30 %). Если кризис будет продолжаться, то количество крупных сетей может сильно поредеть, т.к. большие торговые площади будут не рентабельны. Покупать продукты будут, но всю площадь картошкой, хлебом, крупой и молоком не прокормишь, тем более что у всех есть какая-никакая задолженность (банковские кредиты, облигационные займы и пр.). Однако пока страдают региональные сети, малые и слабые. Да, у крупных сетей площади в собственности, крепкая защита акционеров, есть запас по снижению рентабельности, но это не бесконечно".
Согласна с коллегой и эксперт ООО "Эдванст Аналитика" Виктория Труханович, тем не менее, отмечая, что в России рыночная власть продуктовых сетей существенно выше – у них в активе больше рычагов давления во взаимоотношениях с поставщиками по сравнению с западными коллегами. "Благодаря политике поддержки развития цивилизованной торговли в российской рознице существенно сократилась доля малого бизнеса, но западного уровня развития сетевой ритейл еще не достиг - в результате конкурентное давление в отрасли снизилось, - резюмирует она. - Для многих крупных производителей пищевой продукции сети являются основным каналом продаж, что позволяет последним использовать это преимущество для обеспечения более выгодных условий поставки и жестких штрафных санкций в случае их нарушения. Так как удорожание импортного продовольствия – объективная реальность вследствие девальвации, цены для потребителя на него корректируются в полной мере. Менее склонны сети будут рассматривать попытки индексации цен на товары, в производстве которых не задействовано импортное сырье".
Эксперты уверены, учитывая, что в настоящий момент конкуренция разворачивается скорее между форматами, а не конкретными сетями, то наблюдаемая до сих пор более высокая, чем на западе рентабельность российских сетевиков окажется под угрозой. В первую очередь это касается высокомаржинального сегмента супермаркетов.
Прогнозные оценки по росту цен на продукты питания в 2009 году составляют от 20% до наиболее пессимистичных 45%, отмечает Виктория Труханович. Основная часть этого бремени ляжет на конечных потребителей, однако также можно ожидать сокращения наценок по всей цепочке поставок.