Тяжелая экономическая ситуация помешала известному российскому режиссеру Никите Михалкову доснять продолжение легендарной картины "Утомленные солнцем". В интервью dpmoney Никита Михалков рассказал о финансовой подоплеке конфликта в Союзе кинематографистов.
Dpmoney: Никита Сергеевич, расскажите, как экономический
кризис
отразился на вас?
Никита Михалков: Я, к сожалению, не успел доснять фильм
"Утомленные солнцем-2", нам осталось 12 съемочных дней. Теперь я нахожусь в
поисках возможности финансирования. Но, если бы кризис пришелся на середину
съемок, это была бы просто катастрофа! Мне на съемку не хватает сейчас где-то
$600-700 тыс. Пост-продакшн – это уже вторая статья. Я рассчитываю, что к
моменту, когда он будет необходим, уже будет сделана предпродажа фильма. Если
все будет нормально, мы сможем получить деньги, которые позволят нам
закончить картину, с токи зрения, общего производства.
Dpmoney: Когда картина появится на экранах?
Н.М.: Если Господь даст, я надеюсь, что к 9 маю 2010 года
будет готов первый фильм. Второй должен выйти осенью. ("Утомленные солнцем -
2" - продолжение знаменитого фильма "Утомленные солнцем". События будут
разворачиваться во время Великой Отечественной войны. Лента состоит из двух
частей - "Предстояние" и "Цитадель"- прим. ред)
Читайте также:
Федор Бондарчук: Кина не будет
Dpmoney: Как кризис, на Ваш взгляд, повлияет на отечественный
кинематограф?
Н.М.: Я думаю, ситуация будет складываться следующим
образом: сейчас будут досниматься, те фильмы, которые были запланированы, до
2010 года финансирование кинематографа будет очень ограничено. Тем, кто сегодня
находятся в работе, надеюсь, удастся ее завершить. Новых запусков в большом
количестве не будет. Но, с другой стороны, не будет и тех запусков, которые и не
нужны. То есть будут отменены запуски тех картин, которые должны были появиться
только благодаря наличию денег. Я считаю, что, при всей сложности ситуации,
поляна очистится от тех непрофессионалов, которые заняли площадку сключительно
благодаря деньгам. Я считаю, что киноиндустрия начнет строиться именно
профессионалами, а не людьми, которым просто интересно говорить слова "Мотор" и
"Снято".
Dpmoney: Какова, на Ваш взгляд, судьба Союза
кинематографистов?
Н.М.: Я еще раз повторяю, я не веду войны в Марленом
Хуциевым. Я собирался и собираюсь уходить. Но мне небезразлично, кто придет в
Союз. Я 11 лет держал Союза на своих плечах и не дал ему развалиться. Я думаю,
что на сегодняшний день самым главным является выбор нового руководства.
Во-вторых, повторяю, мне небезразлично, кто туда придет. Я прошу
кинематографистов России: кто может, кто хочет, приезжайте в Москву, выслушайте
нас и наших оппонентов и примите решение. Но оно должно быть законным и
взвешенным. В основе этого решения должно быть только две мысли: будущее нашего
кинематографа и целостность нашего союза.
Dpmoney: Не кажется ли Вам, что у конфликта в Союзе кинематографистов
есть финансовая подоплека?
Н.М.: Может быть. Я могу сказать абсолютно точно, что
экспертная комиссия должна состоять из членов Союза и, именно они должны решать,
кому давать зеленый свет и кому помогать. Если кто-то думает, что государство
вывалит три машины денег Союзу и можно будет их без оглядки тратить, он
ошибается. Такого не будет.
Еще ведь есть недвижимость. Это хороший актив. Я думаю, что стоимость всей
недвижимости, которой обладает Союз, где-то приблизительно $7 млн. Может быть
кому-то выгодно, чтобы 1 апреля Союз прекратил свое существование. Может быть,
складывается ситуация, аналогичная нашей борьбе за киноцентр: мы обсуждали, как
мы им будем руководить, а яйцеголовые адвокаты уже получили свидетельство на
собственность этих 23 тыс. метров. Может быть, уже сегодня кто-то
подбирается к этой недвижимости, которая станет бесхозной после того, как
Союз прекратит свою деятельность? Очень может быть. Я не специалист в этом
вопросе. Но я думаю и боюсь, что за этим (конфликтом в Союзе- прим. Ред.)
могут стоять люди, которые знают, как распорядиться этой недвижимостью и
могут помочь ей обрести нового хозяина.
Dpmoney: Чем сегодня может помочь такая организация, как творческий
союз?
Н.М.: Я думаю, что самое главное, для чего нужен союз – это
оказание помощи в выживании людям, которые в этом нуждаются. Творческий союз
может дать ощущение некоего единства, хотя бы ощущение, которое подкреплено еще
и материальными возможностями.
Второе, это, конечно же, разминание и перетирание всей кинематографической
пластики, сущности кинематографа. Это возможность, обсуждая те или иным
проблемы, находить вектор кинематографа. И очень важно, чтобы этот вектор не
переместился в разрушительно-уничижительную сторону. Другое дело, когда в самой
жестокой картине, в самой жестокой правде, будет любовь. Один человек сказал:
жестокая правда без любви есть ложь.
Dpmoney: С какими финансовыми трудностями может столкнуться
отечественный кинематограф после кризиса?
Н.М.: Сейчас главное, чтобы не прекратили строительство
кинотеатров, потому что, рано или поздно, Бог даст, этот кризис закончится. И
лучше пусть у нас будут кинотеатры, которые будут ждать новых картин, чем
картины, которые будут ждать, когда достроятся кинотеатры и придут зрители. Я
уже проходил это, когда выпускал на экраны "Сибирского цирюльника". У нас было
36 копий картины, а кинотеатров было всего 30. Вы не представляете, как было
обидно.