Прочитав в "Деловом Петербурге" статью об открытии своего бизнеса по производству льда, Игорь Попов решил заняться этим проектом. Бизнесмен не рассчитал всех трудностей и разорился. Но "ледовый" опыт считает увлекательным.
Бизнесмен в 2005 году прочитал в "Деловом Петербурге"
материал о том, как за пять шагов открыть производство кубикового льда, и решил
этим заняться. На тот момент у него было производство кваса, но лед он посчитал
более перспективным. Изучил рынок и обнаружил похожие фирмы в Белоруссии, на
Украине, в Москве. Производили как белый лед, так и косметический.
"Я решил пойти усложненным путем — производить лед со
вкусом и цветом. И косметический лед как дополнение", — объясняет
предприниматель. По его подсчетам, бизнес–проект стоил 50 тыс. у.е. Основные
затраты приходились на оборудование, разработку рецептуры и сертификацию
продукта. Персонал компании — четыре человека.
"Я купил ледогенератор производительностью 300 кг в сутки.
Этот объем при 80%–ной расчетной загрузке позволял в месяц иметь оборот около 12
тыс. у.е. при рентабельности 20–25%. Затраты на оборудование планировал вернуть
в течение 2 лет", — рассказывает Игорь Попов.
Но затраты начали превышать расчетные. Предпринимателю
пришлось отложить регистрацию собственного бренда "Вкусный лед". Все же Игорю
Попову удалось запустить производство сертифицированного белого льда и начать
его продавать в одну из сетей пивных баров, частные гостиницы и сеть бензиновых
заправок для реализации льда в их мини–маркетах.
Читайте также:
Витражи — источник прибыли
"Сетевые супермаркеты были недоступны по причине своей
политики: оплата места на полке и длительная отсрочка платежей. К тому же лед не
подходил под их формат быстрооборотного продукта", — объясняет
бизнесмен.
Предпринимателю приходилось находить клиентов
самостоятельно: звонки, предложения, уговоры. В сезон 2006 года
удавалось продавать не более 3–4 т льда в месяц. Финансовые показатели ужасали:
дебиторская задолженность увеличивалась, оборота не было. Но конкуренции Игорь
Попов не чувствовал.
Предприниматель считает, что все дело в отсутствии рынка.
Чтобы его создать, нужны большие вложения: реклама и понимание, куда продвигать
лед, знакомить с ним покупателя. Поэтому получалось так, что в основном фирма
Игоря поставляла белый лед — цветной лед был невостребован. Тем не менее в
2006 году удалось разработать рецептуру и отладить технологию производства льда
с различными вкусами, но это требовало иного оборудования и новой сертификации.
Обычные ледогенераторы не могут качественно заморозить воду
с включениями. Бизнесмен решил выпускать воду (лед с травами) в расчете на
салоны красоты. Удалось пережить межсезонье и 2006–2007 годов. Предприниматель
попробовал перенести производство в Москву: казалось, там дело пойдет лучше. Но
продвинуться не удалось.
"В столице больше крупных компаний. Они предлагают и фигуры
на заказ (лед в виде животных), и многое другое. Я не мог такого
предложить", — объясняет предприниматель. Финансовые ресурсы иссякли к
концу 2007 года. Холодное лето 2008 года довершило разорение — оборудование
частично продал, частично выбросил, частично законсервировал.
"Цена вхождения в бизнес в России непомерно велика, —
говорит предприниматель. — Чтобы запустить проект, нужно иметь тройной
запас оборотных средств". Игорь Попов считает, что ледяным бизнесом лучше
заниматься на юге: в Сочи, Адлере. Сейчас он директор телекомпании
"ТВ–НЕВА". Занимается продюсированием ТВ– и музыкальных проектов.
Факты:
$80 тыс. потратил Игорь Попов на запуск производства и дистрибуцию льда.
$30 тыс. удалось вернуть за 3 года работы. Предприниматель хотел бы производить лед и для более состоятельных покупателей, например привезенный из Гренландии, с гор Кавказа в блоках.