Программа утилизации старых машин может закончиться уже в мае, считают в Минпромторге. Больше всего от этой программы выиграл "АвтоВАЗ", но он же и больше всех проиграет от ее отмены.
"Все положенные 200 тыс. свидетельств (об утилизации
автомобилей), пожалуй, отдадим недели через три", — сообщил глава
департамента автопрома Минпромторга Алексей Рахманов агентству Reuters.
"Сейчас каждый день выдаем по 3,6 тыс., при этом в первые 2
месяца работы программы было выдано 100 тыс.", — отметил он.
Пилотная программа утилизации автомобилей, стартовавшая 8
марта, была рассчитана на год. Будет ли правительство выделять дополнительные
средства на эту программу, Алексей Рахманов не знает. Очевидно, это решение
будет принимать высшее руководство страны.
Больше всего от программы утилизации пока выигрывает
АвтоВАЗ. На его продукцию приходится 70% заявок на приобретение машин в рамках
программы. При этом более половины заявок, поступивших на АвтоВАЗ, приходится на
ВАЗ–2105/07. Предприятие даже ввело дополнительные рабочие смены, чтобы
удовлетворить ажиотажный спрос.
"К концу лета АвтоВАЗ может ожидать провал спроса", —
предупреждает ведущий аналитик банка "Петрокоммерц" Алексей
Бизин. Какое–то время после окончания приема заявок заводы будут еще загружены
производством заказанных машин, указывает он.
Для "Форда" после окончания программы все останется как
прежде, считает директор департамента продаж "Аларм–моторс" (дилер Ford) Михаил Шевельков. По его
словам, едва ли люди принимали решение о покупке автомобиля стоимостью около 500
тыс. рублей, узнав, что им добавят всего лишь десятую часть (50 тыс.
рублей — размер утилизационного сертификата). Программа утилизации стала
для покупателей Ford просто приятным бонусом, считает Михаил Шевельков.
В отличие от них, покупатели вазовской "классики" получали
по программе сразу треть стоимости нового автомобиля (ВАЗ–2105/07 стоит около
150 тыс. рублей). Это могло стать решающим фактором в решении о покупке
машины.
За рубежом программы утилизации решили не только проблему
поддержки автопрома, но и вопрос обновления национальных автопарков. "У нас этот
вопрос не решен, — констатирует Алексей Бизин. — По программе
продавалась главным образом заведомо устаревшая техника".