Грузовые автомобили в 2011 год могут быть включены в госпрограмму утилизации "автохлама". Однако государство может и не справиться с объемами: в России почти половина грузовиков старше 20 лет.
В Минэкономразвития подсчитали, что программа утилизации
подержанных грузовых автомобилей и автобусов может потребовать государственного
финансирования в объеме 2-3 млрд рублей в год. В настоящее время прорабатываются
алгоритм и "досчитывают", вероятно, будет использована схема утилизации легковых
машин.
"Премии будут составлять от 60 до 350 тысяч рублей, в
зависимости от типа автомобиля, это может потребовать 2-3 миллиарда рублей
в год", - сообщила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. По ее словам,
программа утилизации грузовиков и автобусов позволит не только поддержать
обновление российского автопарка, но и способствовать решению экологических
проблем.
Правительство уже по сути поддержало эту идею, премьер Путин
морально одобрил, а глава "Ростехнологий" Чемезов предложил запустить программу
уже в следующем году.
3,6 млн единиц составляет парк грузовых автомобилей (без
учета LCV) в России на 1 апреля 2010 года, подсчитали эксперты аналитического
агентства "Автостат".
При этом доля техники со сроком эксплуатации более 10 лет составляет 80,2% или
2,9 млн единиц. В том числе грузовиков старше 20 лет в парке России – 1,8 млн
или 49,4% всего парка.
При реализации программы утилизации грузовиков может
измениться механизм ее выполнения, с учетом того что большая часть грузового
транспорта числится за юридическими лицами, отмечает директор агентства
"Автостат" Сергей
Целиков. По мнению эксперта, чтобы программа имела успех, закладывать премию
следует таким образом, чтобы она составляла 10-15% от стоимости автомобиля, то
есть в размере 80-100 тысяч рублей.
"Обязательно бы воспользовались бы этой программой, хотя в
нашем автопарке таких автомобилей и немного. Неплохо было бы, если в
перечень утилизации попали КАМАЗы и "Газели"", - говорит финансовый
директор СМУ-303 Леонид Савин. По его мнению, утилизационная премия должна
составлять, как минимум, 15% от стоимости нового авто.
В выигрыше окажется КАМАЗ, на долю которого может прийтись
до 90% продаж в рамках программы утилизации, считают эксперты ИК "Финам". "Компания занимает
более 50% рынка грузовых автомобилей в России. При этом программа утилизации, по
нашим прогнозам, будет распространяться лишь на российских производителей,
поэтому на автомобили КАМАЗа может прийтись до 90% спроса в рамках программы
утилизации, что приведет к значительному росту продаж компании, - отмечают
аналитики. - По нашим оценкам, в случае введения данной программы, спрос на
продукцию КАМАЗа может увеличиться в 1,5-2 раза".
Программа утилизации старых
легковых
автомобилей стартовала с 8 марта этого года. Автовладелец может сдать
старую машину, возраст которой больше десяти лет, и получить от государства
сертификат на 50 тысяч рублей для покупки новой. Правительство России пошло на
этот эксперимент, чтобы поддержать пострадавший в кризис отечественный автопром,
в первую очередь тольяттинский "АвтоВАЗ".
Между тем, государство задолжало дилерам 1 млрд рублей.
Дилерам должны были компенсировать транспортировку по 5 тыс. рублей за
старую машину. Как отмечают в Минпромторге, дилеры виноваты сами - неверно
заполнили документы. Неудивительно, если вторая волна утилизации не
вызовет у дилеров оптимизма.