В кризис количество краж в магазинах выросло в 2–3 раза, жаловались ретейлеры в прошлом году. Экономическая ситуация в стране вроде бы улучшилась, но воровать стали еще больше.
Причины воровства — сокращение расходов магазинов на
безопасность, ухудшение работы правоохранительных органов, снижение доходов
сотрудников, да и сама жизнь стала дороже, перечисляет Игорь Чумарин, директор
Агентства исследований и предотвращения потерь.
В магазинах крупнейшего российского ретейлера —
компании Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель")
в первом полугодии этого года количество краж по сравнению с аналогичным
периодом 2009 года увеличилось на 11%. В петербургских магазинах компании этот
рост не так значителен, однако больше стало тяжелых преступлений. Так, недавно
охранники одного из магазинов Х5 выявили человека, который пытался украсть
дорогой коньяк. Тот в ответ достал из кармана предмет, напоминающий пистолет, и
начал угрожать.
На разбойные нападения также жалуются ретейлеры, работающие
в Ленобласти. "Там больше беспредельщиков, которые нападают на магазины, чтобы
вынести дорогостоящие товары", — рассказывает один из топ–менеджеров. Вообще же
воруют все категории граждан, включая достаточно состоятельных, говорят
ретейлеры.
"Во–первых, последствия экономического кризиса никто не
отменял. Благосостояние многих россиян ухудшилось, поэтому классовые
противоречия в обществе и дальше будут обостряться. Во–вторых, адреналина жаждут
очень обеспеченные люди. Во всех развитых странах уровень клептомании достаточно
высок. Широкое распространение магазинов самообслуживания предоставляет людям
возможность попробовать: а удастся ли мне своровать и остаться
непойманным?" — считает Ольга Бредникова, научный сотрудник Центра
независимых социологических исследований.
Читайте также:
Россияне регулярно воруют на работе
Дмитрий Чернов, генеральный директор "Ренлунд СПб" (магазины
"СуперСива"), стал больше времени уделять работе с персоналом. "Товар пропадает,
но я не знаю, внешнее это воровство или внутреннее, — поясняет он. —
Когда сотрудники видят, что за недостачу будут отвечать они, количество краж
сокращается".
Ретейлеры стараются закладывать в цену товара предполагаемый
объем потерь. "Конечно, наценка берется не из головы, просчитываются все расходы
и риски", — подтверждает старший аналитик "Метрополя" Татьяна Бобровская. В
среднем потери от краж составляют 0,2–0,4% общего оборота, говорят ретейлеры.
При этом Х5 заявляет, что у них эти потери — 1,7%. Если основываться на
этой цифре, из–за краж в 2009 году компания потеряла более 4,5 млрд рублей.
"Для крупной торговой сети 1,7% — это очень плохой
показатель", — удивляется Татьяна Бобровская. Заявленная Х5 цифра идет
вразрез с их показателями. В отчете Х5 за 2009 год указано, что суммарные
товарные потери компании (включают не только кражи) составили всего 0,4%, это
заметно меньше, чем в среднем по рынку.
Один из руководителей петербургской торговой сети,
попросивший не называть его имени, предположил, что Х5 сознательно
преувеличивает потери от краж. Он отмечает, что всех ретейлеров не устраивает
российское налоговое законодательство в части потерь от краж, поэтому Х5 может
таким образом защищать свои интересы.
Сейчас ретейлеры не могут вычесть из налогооблагаемой базы
себестоимость украденных товаров, поэтому платят больше налогов, чем их коллеги
в европейских странах.
Справка: в 2008 году в магазинах Х5 задержали 182 тыс.
человек, в 2009 году — 240 тыс. человек. В "Перекрестках" и "Каруселях"
воруют чаще, чем в "Пятерочках".