Российские фильмы в основную программу в Каннах не попали

Сегодня 11 мая открывается Каннский кинофестиваль. В 2011 году эксперты отсмотрели полторы тысячи фильмов, лишь 86 из них покажут в знаменитом кинодворце на Лазурном берегу Средиземного моря. И лишь 20 оказались в основной программе конкурса. Именно они будут бороться за "Золотую пальмовую ветвь". Жюри под председательством Роберта де Ниро ждет много работы.

Российские фильмы в основную программу не попали. Это уже стало недоброй традицией. Зато две ленты — "Охотник" Бакура Бакурадзе и "Елена" Андрея Звягинцева — будут показаны в программе "Особый взгляд". Это второй по значимости каннский конкурс: победитель не получает никаких статуэток, но фильм поддержат во французском прокате, пишет Neva24.
Советское кино в Каннах всегда ценили, а вот российскому не везет. "Я лично считаю, что никакого ущемления прав России нет в принципе, — говорит кинокритик Алексей Дунаевский. — В Каннах будут очень радоваться, если в России наконец созреет кино, соответствующее их представлениям. Но увы, наше кино переживает не лучшие дни".
Если Россия и участвует в конкурсе, то с треском проваливается. В прошлом году вежливая каннская публика не выдержала трехчасовое "Предстоянияе" Михалкова (критики включили фильм в пятерку худших лент фестиваля). Впрочем, кое-какие награды в новейшей истории Россия все-таки получила. В 2007 году приз за лучшую мужскую роль в фильме "Изгнание" получил Константин Лавроненко. В 2008-м особого упоминания жюри удостоился Алишер Хамидходжаев, оператор фильма "Все умрут, а я останусь".
"Есть точка зрения, что в Канны попадает только российская чернуха, — продолжает кинокритик Алексей Дунаевский. — Это и так, и не так. Я бы вместо слова "чернуха" употребил слово "бескомпромиссное кино". Кино, которое гонится за болью, страданием, за тупиком человеческого бытия. Именно таких фильмов ждут от России. Это не стереотип, но это некое наше наследие, это сформировавшееся представление о русском фильме".
"Я жду мощной компенсации за разочарование прошлого года, — говорит Алексей Дунаевский, — В прошлом году фестивальные фильмы не ругал только ленивый. А конкурсная программа этого года буквально нашпигована громкими именами. Видно, что отборщикам удалось собрать все самое звучное, что есть в Европе и качество конкурса сейчас очень высокое".
Один из самых ожидаемых фильмов — "Меланхолия" Ларса фон Триера. Последние несколько лет великий датский режиссер лечится от депрессии, и новый фильм, вероятно, будет не менее жестким и даже жестоким, чем предыдущая работа "Антихрист".
Критики с нетерпением ждут "Гавр" Аки Каурисмяки. Последний полнометражный фильм финн снял пять лет назад. "Молчание Каурисмяки" стало темой сплетен и пересудов, и вот — наконец. Герой нового фильма — писатель, который становится чистильщиком сапог "потому что это более достойное дело". Любимая тема Каурисмяки: бедный, но гордый маленький человек против государственной машины.
Впрочем, назвать имена каннских фаворитов пока нельзя. "Фестиваль вернул себе право называться самым важным и престижным в мире. Этого достаточно, — подытожил Алексей Дунаевский, — Будет очень интересное соревнование, и решение жюри будет неожиданным".