После того как президент Белоруссии Александр Лукашенко усомнился в необходимости принятия валюты Единого экономического пространства, на котором давно настаивает Кремль, в Минске произошел скандал на ледовой арене.
Сразу оговоримся: хорошая драка в хоккейных матчах — нормальное явление. Люди, которые знают про хоккей больше, чем позволяет узнать экран телевизора, подтверждают это безусловно. Однако СМИ уже второй день трубят о том, что концентрация неспортивных инцидентов в последнем матче КХЛ между минским "Динамо" и "Витязем" из подмосковного Чехова явно вышла за рамки привычного.
В воскресенье, 6 ноября, "Минск–Арена" переживала аншлаг. На матч пятого тура "Динамо" — "Витязь" пришли более 15 тыс. зрителей. Стабильно полные трибуны стадионов в современной Белоруссии стали привычным явлением. Ближайшая историческая аналогия — 1930–е годы прошлого века в Германии и СССР.
Скандал начался в конце первого тайма. За 15 секунд до первого перерыва дебютант "Витязя" Александр Сазонов избил в средней зоне Теему Лайне, который уклонился от столкновения, положившись на крепость раковин и щитков, — просто закрыл лицо. Сазонова удалили. На лед с трибун полетели пластиковые бутылки.
После этого хоккейный матч превратился в серию коротких игровых эпизодов с элементами профессионального бокса на льду. Как пишет во вторник "Советский спорт", за все время выступления минского "Динамо" в КХЛ охрана арены впервые была вынуждена активно вмешаться в ход матча.
Затем скандал выплеснулся на трибуны. Дрались зрители. Тренер подмосковной команды Андрей Назаров не явился на пресс–конференцию. Его заменял ассистент Игорь Калянин. Отсутствие главного тренера он объяснил тем, что тому "оказывают помощь", потому что "ему чем–то попало сверху". "Белорусы в шоке", — резюмируют спортивные обозреватели.
Не хочется верить, что подоплека конфликта на льду может лежать в сфере международных отношений. Однако всего за 2 дня до неприятного инцидента на "Минск–Арене" президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил в интервью информагентству "Белта", что не готов к введению единой валюты в Едином экономическом пространстве. "Вы готовы к тому, чтобы завтра сделали единую валюту? Я как президент не готов", — сказал Александр Лукашенко.
На фото: Александр Лукашенко и Дмитрий Медведев
Президент Белоруссии напомнил, что вопрос введения единой валюты уже обсуждался в рамках российско–белорусских переговоров на высшем уровне и Москва продолжает педалировать этот вопрос, несмотря на "обилие неясностей" и предложение неравных условий.
"Мы должны быть убеждены, что это (введение единой валюты. — Ред.) не приведет к потере политического суверенитета, что это не размажет, не размоет нашу республику", — цитирует "Белта" Александра Лукашенко.
Вот как комментирует ситуацию директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: "Давление России на Белоруссию возможно, только непонятно зачем. Лукашенко, конечно, отбрыкивается от единой валюты, но вообще–то у нас Таможенный союз еще не отработан — единая валюта просто преждевременна. Единая валюта, кроме того, значит, что страны, которые ее используют, делегируют значительную часть своего экономического суверенитета. Грубо говоря, если Таможенный союз — это начальная стадия экономической федерации, то единая валютная зона — завершающая.
Отмечу, что даже в рамках Евросоюза значительная часть стран в зону евро не входит. И это не случайно. Потому, что интеграция на валютном уровне — это завершающий этап. И когда мы до нее дорастем, она должна осуществляться следующим образом: РФ должна будет предложить Белоруссии некоторые меры, которые будут гарантировать белорусские интересы, при условии что основные экономические решения будут приниматься в основном Российской Федерацией.
Когда 10 млн человек "интегрируются" с 140 млн человек, нельзя признать одного белоруса равным 14 россиянам. А раз так, то идет интеграция малого с большим, при которой большой должен обеспечить гарантии малому. Это должны быть гарантии местному бизнесу, местному политическому руководству. Причем эти гарантии должны быть независимыми от того лица, которое сидит в Москве, что в нашей системе является дополнительной проблемой.
Почему это уже сорвалось в 2005 году? Потому что телегу поставили перед лошадью и стали страшно обижаться на лошадь. Когда вдруг выяснилось, что у нас нет единой валюты, то оказалось, что в этом виноват Лукашенко".
Сейчас Россия и Белоруссия ведут переговоры, которые касаются интеграционных скидок на нефть. Размер этих скидок — вопрос существенный. Вероятно, спорт тут ни при чем.