Михаил Шурыгин, президент промоутерской компании NCA (National Concert Academy), занимающейся организацией концертов, рассказал о том, как изменилось поведение спонсоров после кризиса, зачем он выкупил 76% акций клуба "Космонавт" и что ждет музыкальный рынок города в будущем.
DP.ru: Как изменился музыкальный рынок России и Петербурга после кризиса?
Михаил Шурыгин: Как ни парадоксально, в концертной индустрии при наступлении серьезных экономических обстоятельств появляется, наоборот, определенный подъем, и все зависит от того, насколько долог кризис и на сколько у людей хватает денег. Это можно назвать некоторым образом "пир во время чумы", человек себя в определенные кризисные моменты не ограничивает в развлечениях, отдыхе, походах в рестораны, как ни странно (я говорил с друзьями–рестораторами, во многих ресторанах, особенно дорогих и выше среднего, длительного падения спроса не было. Все сильнейшие выстояли). Но, думаю, истинная причина в продолжительности кризисных явлений — если они продолжаются больше 4–6 месяцев, даже крепкий и самостоятельный бизнес напомнит своему хозяину и управленцу о необходимости подтянуть пояса.
DP.ru: Обороты упали?
Михаил Шурыгин: В общем, нет. Обороты нашей компании растут ежегодно. У нас были очень тяжелые 2009–й и 2010 годы, преимущественно по вине серьезного зарубежного проекта, в который было инвестировано более $2 млн. Это было детское шоу компании Disney, мы провели 3 недели представлений в дворцах спорта в Москве и в Петербурге. Из–за маркетинговых ошибок общие продажи составили чуть более 30%, убытки были более 40 млн рублей. Для нашей формы бизнеса это достаточно серьезный удар. Не каждый поднимется. Только за счет серьезного анализа и успешных проектов мы за достаточно короткий срок покрыли все убытки, рассчитались с долгами, что было бы невозможно, если бы компания не демонстрировала общий рост. На данном этапе обороты группы компаний превышают в год 500 млн рублей, для шоу–бизнеса это очень хорошая цифра.
DP.ru: Какие тренды есть сегодня? Верно ли мнение, что рынок после кризиса укрупняется и сейчас время крупных
промоутеров?
Михаил Шурыгин: Отчасти это так. Выживает тот, кто умеет правильно структурировать свои затраты. Можно быть успешным с тремя сотрудниками в штате и абсолютно в долгах сидеть управляя крупной компанией, имея большие обороты и проводя крупные концерты. Мне известны и те и другие случаи в России среди своих коллег. Что касается трендов, то это, безусловно, сейчас "цифровизация", или компьютеризация, уход в Интернет. Еще один тренд — глобализация. Под глобализацией понимается выход на рынок мейджоров, которые пытаются оккупировать все сферы деятельности. В частности, это мои коллеги из PMI, которые строят модель в 360 градусов, в которой существуют все сопутствующие успешному проведению концерта отрасли. Мы сейчас не сторонники такой модели, потому что тот, кто высоко поднимается, часто больнее падает. Нам ближе системный нишевый подход. Глобализация — это общий процесс, желание крупных промоутеров занять стопроцентно нишу рынка, и объединение всех ресурсов индустрии в единый пул, для того чтобы некоторым образом не допустить развития каких–то новых тенденций. Делается это грамотными игроками не только для того, чтобы заработать денег, а для того, чтобы создать успешный дорогостоящий бизнес для успешной продажи. Не секрет, что уже сейчас наш рынок крайне интересен зарубежным компаниям. И, в общем, правильная капитализация активов сулит хорошее будущее, а также правильный имидж компании, это тоже немаловажно. Потенциально очень богатые компании мира шоу–бизнеса присматриваются к нам и готовы совершать определенные покупки.
DP.ru: С чем это связано?
Михаил Шурыгин: С тем, что в России доходы крупных зарубежных артистов сейчас высоки. В особенности на московском рынке артистам предлагаются совершенно не рыночные гонорары. Западным концертным конгломератам совершенно непонятна область деятельности, связанная с российскими артистами, непрозрачна спонсорская область деятельности. Однако уже на примере приехавших сюда зарубежных звезд они знают, что можно заработать. Крупнейшие игроки рынка — Live Nation, AEG работают по принципу выкупа туров артистов, они владеют правами на туры Мадонны, Lady Gaga, U2 и решают, в каком регионе проводить самостоятельно, а в каком продавать местным организаторам. Такие мейджоры, оценивая прежде всего билетный потенциал нашего рынка, сейчас, я знаю, приняли решение, что они должны здесь развиваться самостоятельно и активно. Насколько они сумеют быть успешны, покажет время.
DP.ru: Михаил, расскажите о вашем специально созданном интернет–проекте, который позволяет вовлекать людей в
принятие решения о привозе того или иного артиста.
Михаил Шурыгин: Не так давно прошел стартап проекта под названием "Клуб друзей NCA". Проект создан для формирования широкого круга лояльных компании интернет–пользователей. Аналогов в Рунете пока нет и вряд ли в скором времени появятся. Проект тесно интегрирован со всеми значимыми социальными медиа, поэтому продвижение осуществляется медиавирусным способом. За первые 3 недели существования ресурс уже собрал 15 000 человек, и эта цифра продолжает расти. Через короткое время он станет интересен как медийная площадка не только фанатам, но и самим артистам и крупным рекламодателям. Мы считаем, что текущее состояние концертной индустрии далеко от оптимальности расходов по отношению к доходам. Доходы непостоянны. Расходы постоянны и даже растут. И так как рассчитывать на снижение таких расходов, как гонорары артистов и аренда площадок, не приходится (по разным причинам), то рекламные издержки, которые составляют не менее 15–20% от стоимости бюджета проекта, — это составляющие, без которых провести концерт можно именно на данном этапе. Особенно в той области, с которой мы работаем: это рок–артисты, зарубежные звезды. Продвижение и продажи через Интернет имеют за собой будущее, и гораздо важнее быть доступным, открытым, лояльным своему потребителю в Сети, чем пытаться его заманить огромной афишей на заборе. Я не говорю о том, что это текущий тренд, это только зачаточное явление, которое актуально в отношении конкретных артистов. Это артисты, у которых есть конкретная аудитория. Группу "Любэ" или Любовь Успенскую мы вряд ли сможем продать без наружной рекламы. Группы Muse, Red Hot Chili Peppers, Linkin Park, Kaiser Chiefs — безусловно.
DP.ru: То есть эта программа позволяет вам снизить риски?
Михаил Шурыгин: Структура работы с зарубежным артистом сейчас подразумевает максимальную прозрачность, и тенденция мировая такова, что компания, которая представляет артиста и фактически выкупила права на тур, стремится к получению контроля над как минимум 90% дохода от мероприятия. Любое снижение издержек публично и не всецело является снижением наших рисков. Оно является оптимизацией, потому что за счет снижения прямых затрат мы позволяем себе, возможно, снизить цену на билет, возможно сделать выше гонорар, возможно продать больше билетов, то есть появляется свобода действий. Рекламные носители — это не то, от чего мы должны зависеть, ни в коей мере, потому что тогда мы рискуем стать жертвой экономической политики рекламных компаний, особенно в условиях грядущего сокращения рынка рекламоносителей. Клуб друзей — пока это только клуб друзей NCA, но мы считаем, что делаем благое дело для всех наших коллег, и в самое ближайшее время будем приглашать их пользоваться нашим ресурсом. Мы инвестировали порядка 250–300 тыс рублей в создание продукта, что по нынешним меркам ничто. Пока нет никаких вложений в этот продукт, кроме создания самого сайта и зарплаты персонала. Основная задача — это определение справедливости критериев и объективности той информации, которая приходит, исключение повторений, учет или анализ аудитории, голосующей за тех или иных артистов. Бизнес, которым мы занимаемся, не несет необходимости нанимать профессиональных маркетологов, которые в состоянии будут до такой степени глубоко оценить все вопросы и дать нам ответы, чтобы принимать бизнес–решения. Маркетологи не знают практических нюансов взаимоотношений связки артист — промоутер — потребитель.
DP.ru: Вам придется самим в этом разбираться?
Михаил Шурыгин: Конечно, нам приходится разбираться, но это очень ценное дело, потому что клуб позволит нам понимать лучше реальные потребности и возможности нашего потребителя. Но это не единственная задача Клуба Друзей как структуры. Безусловно, мы хотим вовлекать людей в принятие решений о приезде того или иного артиста, о стоимости билета, о площадке, о времени начала и так далее. Но для нас это и главный ресурс, потому что, давая людям бонусы — возможность выиграть билеты, получить скидку и так далее, мы создаем сарафанное радио, которое в той же самой сети распространяется моментально и очень эффективно. Ну и плюс мы хотим развивать эту структуру количественно, расширяя жанры, и со временем привлечь абсолютно разную аудиторию. Потому что все будет меняться, и даже русский шансон или бардовская песня к этому придут рано или поздно.
DP.ru: Сейчас время крупных концертов или небольших клубов?
Михаил Шурыгин: Я знаю жанры, которые уходят, это очевидно. Мы, в общем–то, являемся, тут уж чего скромничать, создателями самого большого количества фестивалей, наверное, не только в Петербурге, но и в России. И еще 7–8 лет назад я ежегодно штамповал какие–то концепты, "Герои мирового рока" был фестиваль в Ледовом дворце, мы 5 лет делали, и "Хит–парад 70–х" 5 раз мы делали в Ледовом, "Дискотека 80–х", — все, что я перечисляю, оно уходит. Уходит в связи с тем, что это: а) не ново; б) это аудитория уже уходящая, и она все менее объединенная, они разбегаются как раз по группам интересов. Приходит следующее поколение. Поколение 70–х–80–х активно заместили сейчас 90–е. Продукт, успешно продвигаемый сейчас одной радиостанцией, сейчас, пожалуй, на пике своей активности. На место "Дискотеки 80–х" пришла, считайте, "ДискотЭка" по популярности, по уровню подготовки. Но это тоже временное явление, и опасность для этого продукта заключается в огромном количестве клонов, которые пытаются создавать все остальные, гораздо менее успешно, и они портят имидж качественного продукта. Если бы существовало только одно масштабное событие в своем жанре — "Дискотека 80–х", "Золотой граммофон", "ДискотЭка", "Наши В Городе", потребитель выиграл бы в качестве услуги. А сейчас люди, приходя на "клонов", получают низкопробный продукт, полупустые залы, даже отмены — все это плохо.
Рок–фестивали ни в коем случае не уходят, русский рок, например, жив и, уверен, будет жить. Уходят фестивали, которые основываются на музыке 70–х–80–х. К сожалению. Потому что это индустрия, которая уже не в состоянии родить что–то новое, количество артистов тоже сокращается, естественным путем. В случае, когда 11 лет назад я создавал фестиваль "Герои мирового рока", у нас там выступали Smokie, Slade, Sweet, Nazareth и так далее. Все было здорово, и мы собирали по 12 тыс. человек. Сейчас эти люди стали на 10 лет старше, эти артисты не создали ничего нового, половина этих артистов сошла под откос, а кто–то и вообще фонограмщиком стал. Но все это косвенные причины спада, основная причина заключается в самом потребителе — создании эволюционирующем, и интересы, которые были у аудитории 10 лет назад другие, чем сейчас. Логично, что тогда, когда была популярна музыка 70–х–80–х, как некое ретро, в 90–х, начале 2000–ных, сейчас у нас 90–е, потом придут 2000–ные. Вопрос в том, насколько то или иное музыкальное десятилетие было богато музыкально. Думаю, ретро 2000–е будут большим разочарованием в сравнении с предыдущими десятилетиями.
DP.ru: Расскажите о страховании рисков. Вы также активно продвигаете этот тренд?
Михаил Шурыгин: Да, мы одними из первых начали страховать риски, связанные с проведением мероприятий, считаем это абсолютно правильным, причем страховать нужно не только собственные риски (то есть риски отмены, гонорары артистов и издержки), но и ответственность перед третьими лицами, то есть ответственность перед публикой, если что–то происходит. Мы на всех публичных мероприятиях страхуем и то и другое. Так принято, и большинство зарубежных артистов в контрактах прописывают обязательство организаторов застраховать все и всех.
DP.ru: Такое явление, как страхование рисков, — это последствие кризиса?
Михаил Шурыгин: Нет, это происходит в мировой индустрии уже очень много лет, и мы все больше интегрируемся в европейский шоу–бизнес. Просто многие экономят и ждут, что что–то произойдет. Не стоит. Лучше страховать.
DP.ru: Какая часть бюджета уходит на это?
Михаил Шурыгин: Страхование рисков отмены составляет 1,5–2% от страхуемой суммы, это могут быть затраты на аренду, рекламу, технические расходы, гонорар артиста.
DP.ru: Это того стоит?
Михаил Шурыгин: Однозначно. У нас, тьфу–тьфу–тьфу, отмен не было, тогда как у моих коллег был целый ряд за последние 2 года отмен, громких, и я знаю, что именно страховка помогла им избежать убытков. Опять же, в случае страхования гражданской ответственности все зависит от суммы премиальных, и она определяется самим артистом в контракте либо нами самими. То есть сумма взноса зависит от размера страховых премий.
DP.ru: Что касается поведения спонсоров? Как здесь кризис повлиял?
Михаил Шурыгин: За исключением пивных и мобильных брендов, активность коммерческих спонсоров сейчас невысока, существует определенное увеличение интереса со стороны банковских структур. К сожалению, часто в России решение о поддержке того или иного мероприятия базируется не на маркетинге, а на личных пристрастиях принимающего решение и политических моментах (как сверху скажут). Но мы с оптимизмом смотрим в 2012 год, и с точки зрения спонсорства пять или шесть серьезнейших компаний являются нашими стратегическими партнерами, поэтому спонсорский оборот будет достаточно существенный, и в следующем году он однозначно превысит 2011 год.
DP.ru: А в цифрах это как–то можно озвучить?
Михаил Шурыгин: Это непросто... лучше приведу вам пример. Спонсирование концерта в клубе"Космонавт" какой–нибудь маркой может составить условно 200 000 рублей. Спонсирование фестиваля "Рок Над Волгой" может составить $1 млн — ведь мы продаем контакт с 250.000 людей, и это уникально. Все зависит. И в том и другом случае эти деньги системообразующие для проведения мероприятия. Они важны. Но мы всегда стремимся свои коммерческие риски не ставить в зависимость от присутствия спонсора. Это некая страховая прокладка. Когда она есть — хорошо, но мы стараемся рассчитывать на свои силы и возможности покупателя.
DP.ru: Сколько компаний в Петербурге работает на вашем рынке и могли бы вы оценить его оборот?
Михаил Шурыгин: Оценивать объективно оборот рынка можно на основании данных билетных компаний. Если обратиться к четырем–пяти мейджорам и получить от них сведения об оборотах, тогда можно составить картину. Но они не дадут, а мое мнение тут будет очень субъективным. Я просто не знаю оборотов по целому спектру жанров. Могу лишь оценить те проекты, те направления шоу–бизнеса, которыми занимаюсь сам и мои прямые коллеги, но я не знаю оборота театральных, танцевальных, ночных проектов, Мариинского театра, многочисленных антерпризных постановок. Это огромный пласт, я знаю, что театральные проекты очень высокобюджетны, сами, наверное, знаете, какие цены в Мариинке, какие там обороты, это зачастую больше, чем в нашем бизнесе. Все кажется: ух ты, как здорово, приехала Мадонна или Кайли Миноуг, вот там даньги, а это колоссальные риски в первую очередь, и преимущественно убытки. Такие проекты в большей степени улучшают общественное мнение о компании–организаторе, облегчают работу со спонсорами, однако специфика работы с крупными западными артистами и их менеджментом не позволяет рассчитывать на какие–то серьезные доходы. Даже в случае успеха большую часть денег у тебя заберут.
DP.ru: Расскажите про клуб "Космонавт". Вы стали его соучредителем.
Михаил Шурыгин: Это в первую очередь интересный продукт и расширение наших возможностей. Не секрет, что мы проводим много концертов отечественных артистов на больших площадках и при этом артисты настолько востребованы, что могут выступать в городе и 3–4–5 раз в году, и не всегда это должны быть стадионные концерты, да и программа очень разная бывает. Мы таким образом диверсифицируем деятельность наших артистов, плюс, безусловно, наличие свого объекта помогает при определенных переговорах. И мы бы не стали никогда участвовать в продукте, который нам бы не нравился и был бы не успешен. Мы присматривались к очень разным заведениям, но считаем, что на данном этапе "Космонавт" наиболее удобная, качественно скомпонованная, удачная площадка в городе, концертная, такого масштаба, и уже первые месяцы работы показали, что это абсолютно грамотное мнение: и артистам там нравится, и обороты достойные. Пока мы в периоде возврата инвестированных средств, но сроки окупаемости не за горами.
DP.ru: Какая у вас доля?
Михаил Шурыгин: Мы с партнером владеем 76% клуба.
DP.ru: Промоутеры покупают концертные площадки. С чем в вашем случае это связано?
Михаил Шурыгин: Мне это стало интересно на определенном этапе, я всегда хотел свою концертную площадку. Но я отдавал себе отчет, что это другой бизнес, и ни времени ни возможности заниматься строительством новой площадки не было, хотя такие мысли изначально были, мы пересмотрели множество разных объектов и участков. К сожалению, большое количество интересных объектов ушло 5–6 лет назад, когда все эти процессы постприватизации шли, и сейчас в городе ничего толкового не осталось, что могло бы использоваться в концертных целях.
DP.ru: Вы платите за аренду клуба для тех концертов, организаторами которых вы являетесь?
Михаил Шурыгин: Платим еще как. Зачастую выше, чем другие. Должна быть полная справедливость. Я и мои партнеры и в баре клуба всегда платим. И, более того, если у меня арендное мероприятие, то есть клуб арендует кто–то другой, у нас есть свой столик, а все билеты друзьям покупаются по номинальной стоимости. Это нормальный принцип бизнеса, советский подход "я тут хозяин" неприемлем, потому что к тебе будут так же тогда относиться твои партнеры и арендаторы. Для меня клубный бизнес совершенно независим от основной деятельности, и компания NCA продолжает сотрудничать и с другими клубами, просто реже, но существуют определенные нюансы, по которым не все концерты могут проходить в "Космонавте". Но, естественно, основной бизнес ориентирован на "Космонавт".
DP.ru: Можно ли назвать приобретение акций клуба трендом?
Михаил Шурыгин: Для меня нет, скорее это диверсификация бизнеса. Но развитие клубов — тренд, это правда. И мы тут должны воспользоваться опытом Москвы, там больше объемы, клубов больше, и, возможно, у нас будут тоже еще открываться клубы. Но пока об открытии других крупных клубов я не знаю. Открыть клуб и его содержать успешным, в хорошем состоянии — это разные вещи. К сожалению, я знаю примеры недавно открывшихся клубов, вполне достойных по задумке, но неуспешных в бизнесе по причине проблем с управлением и неправильных тактических решений. В клубных проектах важна нишевость: не определив свое лицо, ты не можешь быть успешен.
DP.ru: Вы сказали уже о продуктах, которые ушли, а какие продукты и бренды сейчас наиболее востребованы?
Михаил Шурыгин: Качество никто не отменял, и улучшение качества услуг (а мы работаем в области услуг) сегодня определяет лидерство. Это очень, с одной стороны, узкое, а с другой — широкое понятие. Потому что качество должно быть во всем, от вешалки (как говорил Станиславский — "театр начинается с вешалки") до звука, света и работы охраны. И это должны понимать и артисты, потому что профессионализм артиста — тоже залог успешного будущего. Никто ничего нового не придумал. Новые технологии являются лишь вспомогательными средствами для успешности бизнеса. Но людям в первую очередь интересно качество: так, если клуб плохой, человек туда не пойдет.
DP.ru: Какие у вас планы на 2012 год? Какие–то новые направления будете еще развивать?
Михаил Шурыгин: Нет, в этом году мы будем концентрироваться на усилении текущих позиций — продвижении интернет– технологий, развитии билетной компании, работе со спонсорами, улучшении качества работы клуба "Космонавт" (в него будут произведены дополнительные инвестиции). Мы в клубе постоянно там что–то улучшаем, в частности доработали вентиляцию, оптимизировали звуковое и световое оборудование, сделали новый VIP–вход. Ну и, собственно, будем сохранять свои позиции в концертной индустрии. Как я уже говорил, мы не стремимся быть лидером, а стараемся гармонично существовать на своей территории.
DP.ru: Вы сказали, что иностранцы интересуются нашим рынком, а возможен ли какой–то передел капитала в связи с этим?
Михаил Шурыгин: Он уже происходит. Моя оценка — серьезные изменения произойдут через 3–4 года. Определять погоду по крупным западным проектам будут западные компании. Скажем так, рынок артистов уровня Madonnа, U2 , Red Hot Chili Peppers будет определен, то есть уже не будет случайных игроков, которые смогут провести такие концерты. Правда, серьезных денег в таких концертах для промоутеров пока нет. Есть лишь риски, а желание промоутеров проводить гигантские шоу сейчас скорее политика и попытка показать себя. Со временем останутся те, кто сможет себе позволить пройти через все это и научиться зарабатывать на этом деньги Не у каждого это получится. Очень важно иметь свою нишу, в которой можно быть успешным. Вот в этом залог успеха.