Опасность возникновения масштабного военного конфликта на Ближнем Востоке подтолкнула вверх цены на нефть. При этом эксперты считают, что Россия не сможет избежать негативных последствий эскалации напряженности в этом регионе.
Обсуждаемая тема во многих западных СМИ во вторник - одобренный ЕС, США, а теперь и Австралией запрет на импорт нефти из Ирана. Эксперты предполагают, что санкции повлияют не иранский режим. Причем одни говорят, что превентивная мера ослабит режим Махмуда Ахмадинежада, другие считают, что скандал привлечет на сторону Ирана сторонников.
Южная Корея, КНР и Индия, вероятно, сохранят нейтралитет, пишет во вторник Spiegel. При этом в центре событий снова оказалась "иранская ядерная программа", к закрытию которой призывают инициаторы эмбарго.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад отдал распоряжение усилить охрану ученых-ядерщиков на фоне призывов отказаться от исследований в области ядерной энергетики. "Продолжение исследований закончится созданием атомной бомбы. Мы не можем допустить этого", - заявляют скептики.
Они считают, что несмотря на многочисленные призывы остановить ядерные исследования, Иран либо уже располагает ядерной бомбой либо приближается к ее созданию. В то же время, ясно, что публичные опасения могут стать прелюдией к вторжению в регион.
МИД России называет ужесточение санкций против Ирана "чуть ли не самоцелью". Российская сторона настаивает на том, что нефтяное эмбарго и "запрет на экспорт в Иран оборудования для нефтехимического сектора" негативно скажутся на целых отраслях экономики этой страны.
Глава МИД
Сергей Лавров отметил, что санкции Евросоюза "как будто специально" приурочены к предстоящему визиту в Иран делегации экспертов МАГАТЭ.
Прозападные издания в свою очередь говорят об опасности Иранской ядерной программы и называют санкции "важным шагом против агрессивного режима". "Одна из величайших цивилизаций на протяжении поколения находится во власти экстремистского режима", - используют старый прием обозреватели The Times.
При этом политологи напоминают, что перед недавней ливийской кампанией представители "демократического мирового сообщества" также говорили про эффективность экономических мер. Однако после принятия резолюции 1973 Совета Безопасности ООН страна, где вспыхнул внутренний конфликт, подверглась внешней экспансии под лозунгами борьбы с тиранией и жестокостью властей, а лидер Народной Ливийской Социалистической Джамахирии Муаммар Каддафи был зверски убит.
Эксперты-экономисты, в свою очередь, отмечают, что санкции против поставок нефти из Ирана могут сказаться на рыночной цене "черного золота". В понедельник, после того, как Евросоюз одобрил эмбарго на поставки нефтепродуктов из Ирана, а власти этой страны пообещали в ответ перекрыть Ормузский пролив, баррель нефти на торгах подорожал почти на доллар, приблизившись к отметке $111. Однако во вторник, на фоне публикации слабой статистики из Европы, нефть снова начала дешеветь.
"После заявлений (о введении эмбарго) цены черного золота скакнули вверх, но дальнейшие перспективы туманны – цитирует РИА "Новости" эксперта из Института стратегических оценок и анализа Сергея Демиденко, - если Иран начнет разваливаться, я не уверен, что все будет очень стабильно и на наших южных рубежах".
В то же время санкции против Ирана могут снова подтолкнуть вверх цены на нефть, что будет благоприятно для российских экспортеров.