Инвестиционная партия

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Владимир Путин на фоне многолюдных митингов оппозиции попытался убедить иностранных и российских инвесторов в том, что у него все под контролем.

Презентация инвестиционных возможностей страны - конференция "Россия-2012", организованная в Москве Сбербанком и "Тройкой диалог", - прошла под аккомпанемент 100-тысячного митинга оппозиции на Болотной площади. Лозунги, которые выдвигали противники Владимира Путина, во многом были созвучны тому, о чем говорили в кулуарах конференции лидеры российского бизнеса. Сам премьер-министр на встрече с отечественными и иностранными инвесторами всеми силами давал понять, что знает об их тревогах и бедах. Без пяти минут президент РФ, он пообещал бизнесменам, и без того недовольным раздутым госаппаратом, что их проблемами теперь будет заниматься отдельный чиновник - уполномоченный по защите прав предпринимателей. У человека, который займет эту должность, будет право приостанавливать действие нормативных актов, если он решит, что те нарушают права бизнесменов. "Россия-2012" показала, что вопросов к властям много даже у тех, кто работает в госкомпаниях и госбанках.
Было видно, что к встрече с крупнейшими инвесторами Владимир Путин отнесся очень серьезно. Премьер опоздал всего на 44 минуты, хотя организаторы загодя предупреждали о двухчасовой задержке.
В ожидании Путина экономисты и инвестбанкиры долго и со вкусом ругали федеральные власти - и в кулуарах, и со сцены. Ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев, выступавший одним из первых, говорил так, будто в зале собрались не руководители крупнейших российских компаний (преимущественно государственных), а все сплошь заправские либералы с белыми ленточками. Чтобы заставить иностранных инвесторов поверить в Россию, мы должны начать масштабную распродажу госактивов и освободить Михаила Ходорковского, горячился Сергей Гуриев. Его несколько раз прерывали аплодисментами (Владимиру Путину потом хлопали, безусловно, громче и дружнее).
"Уверен, что следующие президентские выборы пройдут гораздо раньше 2018 года. Политическая система станет более конкурентной, а инвестиционный климат улучшится. Столетие октябрьской революции мы встретим в гораздо более свободной и демократической стране. Сейчас инвесторы уходят (мы ежегодно теряем около 5% ВВП), потому что видят: государство не собирается решать проблему коррупции. Хорошо, что обсуждение этой проблемы началось до того, как упали цены на нефть. Есть еще время", - предвкушал ректор РЭШ. Депутат Госдумы и владелец автодилера Rolf Сергей Петров призывал готовиться к худшему: "При падении цен на нефть последует незамедлительный удар по бизнесу. Поднимут налоги, а многим компаниям, особенно мелким, снова придется уйти в тень".
Глава "Тройки диалог" Рубен Варданян, после поглощения "Тройки" Сбербанком ставший фактически госбанкиром, не утратил вкуса к острым политическим дискуссиям. От Варданяна Путину досталось за его указание банку "ВТБ" помочь деньгами проблемной турфирме "Ланта-тур", чтобы выброшенные из отелей россияне не раскачивали лодку накануне 4 марта. "Это вмешательство в дела банка, имеющего частных акционеров! Возникает вопрос: кто реально управляет этим банком?" - переживал за коллег Рубен Варданян.
Спустя 2 часа выяснилось, что Владимира Путина тема частных акционеров ВТБ тоже беспокоит. В финале выступления премьер-министр неожиданно предложил компенсировать миноритариям госбанка деньги, которые они потеряли, приняв участие в "народном IPO". Большинство собравшихся думали, что премьер шутит, до тех пор, пока вставший из зала глава ВТБ Андрей Костин не сообщил на полном серьезе, что, по его прикидкам, на исполнение этой задумки потребуется 15-18 млрд рублей. Впрочем, "не для прессы" чиновники из Центробанка комментировали предложение Владимира Путина с таким скепсисом, что теперь даже сложно представить, как он будет выходить из тупика, в который сам себя загнал. Нельзя ведь просто взять слова назад.
Главная мысль, которую премьер-министр пытался донести до инвесторов, - он держит ситуацию под контролем и их вложениям в России ничто не угрожает. Впрочем, отнюдь не факт, что массовые митинги оппозиции действительно так сильно пугают западных аналитиков, как об этом говорят чиновники. После декабрьских и январских волнений фонды, инвестирующие в Россию, ощутили самый большой с апреля прошлого года приток инвестиций. С 25 января по 1 февраля они привлекли $237 млн, по данным Emerging Portfolio Fund Research. "Я вообще не понимаю, о какой такой появившейся неопределенности идет речь. Неопределенность - это нормальное для нашей страны состояние, мы всегда так живем", - недоумевал владелец сети "Магнит" Сергей Галицкий. Его претензии к властям сводились к тому, что она дотирует производство "смертельно опасных" машин в Тольятти вместо того, чтобы поднимать рождаемость будущих покупателей "Магнита".
В субботу на Якиманке, по которой проходило шествие противников Путина, были припаркованы два "мерседеса" с символикой "России-2012". Из-за тонированных стекол сидящие в машинах могли наблюдать, кто пришел на митинг без партийной символики: менеджеры среднего звена, преподаватели, мелкие предприниматели. Совладелец рекламного агентства нес плакат "Хипстеры против самодержавия". Пожилая замгендиректора аудиторской фирмы нарисовала Чебурашку с белой ленточкой и подписала "За честные выборы". Пугающей эта колонна точно не выглядела.