Евросоюз ужесточает ограничения на содержание серы в судовом топливе. К 2015 году суда, работающие в Балтийском и Северном морях, должны использовать топливо с содержанием серы не более 0,1% – в 15 раз меньше, чем разрешено сейчас. Экологи утверждают, что выгоды этого решения для ЕС превысят затраты судовладельцев в 5 раз. Судовладельцы подвергают расчеты ЕС сомнениям и видят в ограничениях лишь дополнительные затраты в 600 млн евро, которые лишат зарплат 10 тыс. работников отрасли. В апреле 2011 года соглашение об ужесточении ограничений по содержанию серы подписала Россия.
Выполнить требования Евросоюза можно тремя способами: посредством перехода с мазута на более дорогое дизельное топливо, при помощи перехода на сжиженный природный газ либо путем установки на суда скрубберов (устройство, используемое для очистки твердых или газообразных сред от примесей в различных химико-технологических процессах). Нововведение на руку компаниям, занимающимся разработками в сфере экологии. К примеру, специалисты финской машиностроительной компании Wartsila, занимающейся производством судовых энергетических установок, утверждают, что только модернизация судов поможет их владельцам в долгосрочной перспективе удержать долю на рынке.
Технология перехода на газовые двигатели уже готова, газ есть, осталось доработать способы закачки его на судно, рассказывают в компании. Сейчас в Балтийском и Северном морях, по данным директора по развитию морского бизнеса Wartsila Весы Мартинена, на сжиженном природном газе уже ходят около 50 судов. Строительство судов, которые работают на сжиженном природном газе, составляет 2-3 года для среднего Ro-Ro судна. Сейчас его можно получить в 20 точках. Сейчас суда выбрасывают в воздух выхлопные газы, которые содержат 1-1,5% серы. К 2015 году, когда выбросы серы должны будут составлять не более 0,1%, доля модернизированных судов в Балтийском регионе составит около 30%.
Срок окупаемости установки скруббера на судно составляет, по данным производителей, около 3 лет.
Экологи утверждают, что в странах Евросоюза от загрязнения воздуха ежегодно умирают 300 тыс. человек.
"Выгода от ограничений для стран ЕС составит 8-16 млрд евро в год, затраты судовладельцев при этом – лишь 0,6-3,7 млрд евро в год", – заявила бывший министр по окружающей среде Финляндии, член Европейского парламента Сату Хааси. По ее словам, окончательное решение по ограничениям ЕС примет в четверг, 16 февраля.
Центральный союз деловой жизни Финляндии, куда входит 16 тыс. предприятий, фирм и компаний, дающих работу около 1 млн человек, серьезно обеспокоен вот-вот вступающими в силу ограничениями.
"Предприятия как в Финляндии, так и на территории ЕС зависят от морских перевозок, ИМО приняла ограничения, которые не способствуют равноправию участвующих в соглашении по ужесточению серы сторон. Это серьезно снижает конкурентоспособность стран Евросоюза", – заявила ведущий эксперт в области движения транспорта Тина Хаапасало.
По ее словам, ввод ограничений на выбросы серы для судов приведут к росту затрат для судовладельцев на 30-50%. Это ударит не только по финским судовладельцам, но и по российским судам, чьи пути проходят через Балтийское море.
Требование пользоваться на судах дорогим дизельным топливом приведет к тому, что грузопотоки сместятся на наземный транспорт, так как у Финляндии альтернативы морским перевозкам практически нет, а стоимость дизельного топлива выше стоимости мазута на 60-70%, заявила Хаапасало.
Она возразила заявлениям экологов о наиболее выгодной для судовладельцев возможности выполнить требования ИМО – установке скрубберов.
"Снизить рост затрат можно с помощью скрубберов, но их нет на рынке. Ни одно судно в Финляндии на данный момент не укомплектовано системой. Единственный судовладелец, заказавший скруббер на одно из своих суден, ждет уже 14 месяцев", – заявила она.
При этом, по данным эксперта, ежегодно через Финляндию проходит 1,5 тыс. судов, через Балтийское море в навигацию – 10 тыс. судов. На внедрение новых технологий, по ее словам, потребуется не менее 10 лет.
В то время пока на страны ЕС лягут дополнительные затраты по модернизации судов до 600 млн евро в год (сумма затрат на зарплаты 10 тыс. работников области), конкуренты, не работающие в Балтийском море, будут активно укреплять свои позиции на рынке либо для выполнения ограничений установят новшество на единственное судно, которое и будет выполнять рейсы в Балтику и Северное море, чем существенно сократят затраты. Также выгоды от ограничений получат южные страны.
Цены на ввоз продукции в Финляндию возрастут. Это повлияет и на стоимость круизных перевозок, так как ограничения касаются и пассажирских судов.
На данный момент Центральный союз деловой жизни Финляндии добивается ограничения отсрочки для всех регионов хотя бы на 5 лет, до 2020 года, так как ограничения на мировом уровне планируется ввести в 2025 году. "Правила игры должны быть одни для всех и везде", – заявила Хаапасало. Предприниматели не готовы на затраты, выгоды от которых будет нести кто-то другой.
В попытках поддержать все зеленое Евросоюз, очевидно, перегибает палку, считает генеральный директор компании Inflot Worldwide Игорь Глухов. Ограничения будут разрушительны для морских судовладельцев. Перевозить грузы станет выгоднее по дорогам, чем по морю. Таким образом, сотни тысяч грузовиков станут колесить по дорогам, что еще больше отразится на окружающей среде, чем перевозки по воде.
Если сейчас стоимость топлива для судна составляет около 10-12 тыс. евро в сутки, при установке скруббера, который сам стоит несколько миллионов евро, плюс дорогая переработка отходов, затраты возрастут в на 30-40%, – считает Игорь Глухов. "Переход на сжиженный газ – это вообще из области научной фантастики. Судам придется взять на борт бомбу замедленного действия, это небезопасно. Почему Россия приняла это? Очевидно, потому что мы – не морская держава, но это затронет и экспорт нефти, стоимость которого возрастет", – подчеркнул он.
Правительство Финляндии лоббирует отсрочку лишь для Финляндии и Эстонии.
К 2015 году в зоне контроля выбросов окислов серы Конвенцией МАРПОЛ 73/78 допускается использование топлива с содержанием серы не более 0,1%, с 2025 года, планируется, что уровень содержания серы в судовом топливе не должен превышать 0,5%.
Color Superspeed 1 from Arctech Helsinki Shipyard on Vimeo.