В Смольном всерьез озаботились имиджем Георгия Полтавченко. Судя по всему, осенью город ждут выборы губернатора, а рынок политтехнологий - возрождение.
С возвращением прямых выборов рынок политического консалтинга получит второе дыхание. Политтехнологи уже предвкушают сотни миллионов долларов вливаний на раскрутку нехаризматичных кремлевских ставленников, заполонивших губернаторские кресла в разных регионах России.
Как стало известно "ДП", Смольный активно консультируется с петербургскими политтехнологами по поводу создания команды для работы над имиджем губернатора Георгия Полтавченко и его предвыборной кампанией на случай участия в прямых губернаторских выборах. По информации "ДП", вице–губернатор Василий Кичеджи уже повстречался с политологом Валерием Островским, социологами Дмитрием Гаврой и Татьяной Протасенко, а также некоторыми петербургскими политтехнологами. Сам Василий Кичеджи факт переговоров отрицает. Валерий Островский заявил, что общался с вице–губернатором мельком еще несколько месяцев назад. Татьяна Протасенко пояснила, что отчитывается в Смольном по городскому заказу на проведение социологических опросов. Дмитрий Гавра отметил, что на встрече обсуждалась текущая ситуация в городе.
Есть версия, что основная задача Георгия Полтавченко заключалась в "зачистке" города от влияния предшественницы. В пользу этого говорит смена ключевых чиновников и приостановка крупных бизнес–проектов, а также отсутствие у губернатора собственного плана развития города. "Я спрошу мнение горожан о проделанной работе. Если я увижу, что они ее одобряют, то пойду на выборы", — заявил Полтавченко. Вице–губернатор Василий Кичеджи перед Новым годом оценивал его рейтинг в 26–27%. Кроме того, у губернатора опыт участия в выборах есть — в 1998 году он безуспешно баллотировался в городское ЗС, а на последних выборах президента курировал штаб Дмитрия Медведева в Ленобласти.
На фото: Протасенко Татьяна
Губернаторские выборы в Петербурге в последний раз прошли в 2003 году, когда Валентина Матвиенко выиграла у вице–губернатора Анны Марковой. Борьба развернулась нешуточная: по всему городу были развешаны плакаты, на которых Матвиенко позировала вместе с экс–президентом Владимиром Путиным, демонстрируя поддержку Кремля.
Год спустя отменили выборы губернаторов, думские выборы по одномандатным округам, а региональные парламенты обязали избирать по партийным спискам не менее 50% депутатов. В итоге рынок избирательных технологий, на котором вращались миллиарды долларов, сократился едва ли не в 10 раз. Теперь эксперты прогнозируют его возрождение. В Госдуму уже внесен проект закона о прямых выборах губернаторов. В ближайшее время поступит проект закона о прямых выборах членов Совета Федерации. Кроме того, последние выборы показали, что доверие к партиям практически утрачено и шансов на прохождение больше у одномандатников. Например, в Ленобласти на выборах в областное ЗС (из 50 депутатов 50% избирается по одномандатным округам, 50% — по партспискам) единороссы смогли взять всего 35% голосов по спискам и 22 мандата самостоятельно. Не исключено, что возвращение к одномандатным округам произойдет и в городе.
Проект закона о прямых выборах губернаторов максимальный избирательный фонд кандидата пока не регламентирует (для сравнения, максимальный фонд партии на выборах в Петербурге в декабре 2011 года составил 600 млн рублей). Но в любом случае львиная доля предвыборных работ финансируется неформальным образом. На белые деньги оплачиваются малая часть агитпродукции и частично размещение информации в СМИ. Средняя кампания по губернаторским выборам до начала 2000–х годов оценивалась примерно в $15–20 млн (из расчета $3–4 на избирателя). Сейчас в таком городе, как Петербург, избраться губернатором совсем с нуля стоит как минимум $30 млн. Если более–менее серьезных претендентов на кресло главы города несколько, то вливания достигают порядка $100 млн. Финансирование обычно идет из личных средств кандидата, заинтересованного бизнеса, партийных денег.
Самые затратные — "полевые" работы. Сюда входят организация мероприятий для избирателей, неформальные договоренности с муниципалитетами и администрациями, работа с общественными и бюджетными организациями, "благотворительная помощь" и подарки населению. Почти столько же съедают СМИ — размещение материалов, агитпродукция, спецпроекты по контрагитации, на которые тратится едва ли не столько же, сколько и на белую агитацию.
Действующему главе кампания обойдется дешевле: доступ к СМИ почти не ограничен, материальные заигрывания с электоратом обеспечиваются городским бюджетом, есть административный ресурс, обеспечивающий поддержку многих общественных, государственных, бюджетных и бизнес–структур.
Среди московских компаний, активно занимавшихся выборами, самые известные — "Никколо М", Центр политических технологий, Фонд эффективной политики. На петербургском рынке, как правило, политические консультанты работали в индивидуальном порядке. Собеседники "ДП" не исключают, что пиаром губернатора и выборами займутся московские политтехнологи. Дело в том, что подавляющее большинство назначенных Полтавченко чиновников — выходцы из Москвы, при нем на рынок Петербурга все чаще приходят московские компании.
Местные специалисты с этим не согласны. "Лозунг "Выбери Петербург", прозванный рекламой для гастарбайтеров, придумала как раз московская команда", — отмечает Татьяна Протасенко, добавляя, что москвичи, пермяки и прочие варяги не понимают местного менталитета.