Обещания политика - важная часть его кредитной истории. Исполнение этих обещаний - еще более важная часть. "ДП" изучил, что за последние 12 лет обещал народу России Владимир Владимирович Путин и как исполнялись эти обещания.
Вообще-то, Россия - страна крайностей и маргиналов, которые чувствуют себя здесь как рыба в воде. Так, в разные периоды российской истории страной правили и гиперреволюционные марксисты, которым мало одной шестой части, подавай им весь мир, и сверхконсервативные монархи, которые и в XX веке верили, что власть делегирована им непосредственно Богом, и ультрарадикальные монетаристы, готовые ради борьбы за чистоту неолиберальной идеи удушить промышленность, а вместе с ней и страну как таковую. Так что не удивительно, что и в оценке роли Путина мнения расходятся диаметрально.
Одни считают его чуть ли не святым, одного взгляда которого достаточно для решения любых проблем. Другие, напротив, полагают, что Путин - это зашифрованное имя князя тьмы и некая инкарнация демона Дзержинского. В преддверии новых порций хулы и славословия попробуем посмотреть на баланс слов и дел Владимира Владимировича Путина по возможности объективно.
Инаугурация дает прекрасный повод поговорить об этом еще и потому, что день в день, 12 лет назад, происходила инаугурация нового президента: малопьющего, спортивного, энергичного мужчины в расцвете сил, "президента надежд".
Самым растиражированным заявлением Путина было его обещание за 10 лет удвоить ВВП. Сказано - сделано, говорят власти. Но вот незадача: в зависимости от методики подсчета и сравнения считать ВВП можно настолько по-разному, что результаты могут отличаться в разы. Если считать по номинальным ценам, переводя их в доллары, то за 10 лет ВВП России возрос примерно с $300 млрд до $1,885 трлн, то есть больше чем в 6 раз. Экономисты, однако, считают, что это все равно что сравнивать рубль 1995 года с рублем 1989-го. Кстати, если брать за основу сравнения не доллар США, а, скажем, ангольскую кванзу, то ВВП России вырос с 2001-го по 2010-й уже не в 6, а в 22 раза (в то же время, если учесть инфляцию кванзы, то ВВП России-2010 - это всего лишь 78% от уровня 2001 г.).
В условиях постсоветской России, когда один экономический шторм сменял другой, оценивать динамику национального ВВП необходимо в постоянных ценах национальной валюты, считают эксперты. А такое сравнение дает совсем другой результат: скажем, по данным экспертной компании ФБК, ВВП за путинскую десятилетку вырос всего на 159,2% - то есть немногим более чем на половину от обещанного.
Впрочем, придираться к цифрам и требовать от Владимира Владимировича соответствия его слов некоему абстрактному абсолюту? Методики подсчета ВВП не только у нас, а и в других странах позволяют манипулировать этими цифрами как душе угодно.
Например, многие обозреватели считают, что правительство США подсчитывает ВВП так, чтобы скрыть рецессию, монетизируя, к примеру, объем услуг, оказываемых друг другу чуть ли не близкими родственниками.
К тому же нам говорят, что цель, поставленная партией и правительством, была бы обязательно достигнута, если бы не проклятый кризис 2008-2009 годов. Правда, если, как это делает российское правительство, изображать этот кризис стихийным бедствием наподобие цунами, непонятно, зачем нам МЭР и тысячи чиновников и экономистов, которые исправно поставляли и поставляют наверх прогнозы в стиле "завтра будет как сегодня, только лучше". Кстати, за время кризиса другие страны БРИК развивались гораздо быстрее нашего, ВВП Китая, Индии, Бразилии не падал, как наш, а рос, а Бразилия так и вовсе обошла Россию по ВВП.
Экономисты, да и сам свежеизбранный президент, любят приводить в пример первые 8 путинских лет, когда, действительно, объем промышленного производства вырос на 75%, инвестиции - на 125%, средняя зарплата - в 8 раз, с $80 до $640, а число бедных уменьшилось с 30 до 14% населения. Это по официальной статистике и с использованием нашей стыдливой фразеологии, ведь в других среднеразвитых странах наших так называемых бедных без колебаний отнесли бы к нищим, а бедными сочли бы как минимум 50% населения.
Путин еще в 2008 году пообещал справиться с бедностью к 2020 году и в этом году, перед выборами, подтвердил свое обещание. Впрочем, он не пояснил, каким образом он собирается этого достичь. Зато в том, что касается числа долларовых миллиардеров, мы уже вышли, несмотря на кризис, на второе после США место в мире.
Вообще, проблема разрыва между богатыми и бедными - самое, пожалуй, больное место в том, что касается путинских обещаний и возлагаемых на него надежд. Что толку говорить о нормальной средней температуре по больнице, если половина больных замерзает, а у остальных жар?
"Россия должна быть избавлена от коррупции и бандитизма", - заявил Путин в 2000 году, но прогресса и в этих областях не видно. В прошлом году Бюро ООН по борьбе с наркотиками и преступностью обнародовало данные о числе совершаемых убийств по всему миру.
По абсолютному числу таких преступлений Россия обошла даже традиционного рекордсмена - США. По этому показателю Россия превратилась в "больного человека Европы", где на 100 тыс. человек совершается от 0,5 до 1,3 убийства. В России этот показатель выше в 10 раз, по убийствам мы не только во много раз превзошли советский уровень, но и уверенно обгоняем всех своих соседей по постсоветскому пространству.
Впрочем, официальная статистика фиксирует 20%ное снижение общего числа преступлений за путинские годы, но ряд экспертов полагает, что здесь просто имеют место чудеса милицейско-полицейской статистики.
Интересно, что наименее криминогенным регионом России, по официальным данным, является Чеченская Республика с показателем всего 1,9 преступления на 1000 жителей.
Несмотря на публичные обещания разобраться и сделать выводы, которые озвучивало высшее лицо государства после всех знаковых катастроф - а их было немало, - Россия занимает второе место в мире по авиакатастрофам после США, авиапарк которых превосходит нас на порядки.
Есть один постыдный российский рекорд: по численности заключенных Россия занимает второе место в мире. Количество сотрудников правоохранительных органов в демократической России превышает численность армии, но справиться с разгулом преступности они не могут.
Несмотря на все обещания Путина остановить рост наркомании и развернуть борьбу с наркотрафиком, Россия занимает первое место в мире по потреблению героина. Число наркоманов в стране оценивается более чем в 3 млн человек. При этом обещание Путина, прозвучавшее еще в 2005 году, наладить совместную с НАТО борьбу с наркотрафиком из Афганистана так и осталось благим пожеланием.
Месяцы перед президентскими выборами были для Владимира Путина очень напряженными. В своих статьях, которые выходили в массовых газетах еженедельно, он снова раздавал обещания. Например, повысить пенсии и зарплаты учителям, врачам и военным, поднять студентам стипендии и направить $768 млрд на модернизацию вооруженных сил.
Путин пообещал индексацию бюджетникам и общие траты на социальные программы в размере порядка $170 млрд. Чтобы достичь этих результатов, он пообещал построить "эффективную высокотехнологичную экономику, которая предложит высокооплачиваемые рабочие места". Он пообещал, что Россия догонит развитые страны по уровню ВВП на душу населения, а по объему ВВП в ближайшее время перегонит Германию (помнится, и Хрущев, и Мао Цзедун были не менее щедры в своих прогнозах).
По российским СМИ гуляет цифра в 25 млн новых высокооплачиваемых рабочих мест из путинской статьи, которые должны возникнуть в ближайшее время как по мановению волшебной палочки. Некоторые, впрочем, говорят, что речь идет лишь о модернизации уже существующих рабочих мест, но по большому счету под этим можно подразумевать все что угодно.
Пресса уже обратила внимание на обещание Путина и Медведева втрое повысить довольствие военнослужащим, данное горячей электоральной зимой. Писали о том, что сами военные никакого увеличения в 3 раза не почувствовали и к тому же их лишили льгот на санаторно-курортное лечение, что обнулило обещанные выгоды.
Что касается политической жизни, то, выступая на своей первой инаугурации ровно 12 лет назад, Путин заявил: "Смена власти - всегда проверка конституционного строя, проверка его на прочность… Мирная преемственность власти - это важнейший элемент политической стабильности, о которой мы с вами мечтали, к которой стремились, которой добивались…. Считаю своей святой обязанностью сплотить народ России, собрать граждан вокруг ясных целей и задач".
С тех пор прошло 12 лет, и народ России получил еще 6 лет, чтобы дать оценку этому обещанию.