Лето - главный сезон для продавцов туристических sim-карт. Однако в 2012 году к выездному сезону как никогда подготовилась "большая тройка". Чтобы выжить, операторы туристических sim-карт вынуждены снижать цены.
Прошло почти полгода, с тех пор как на бизнес операторов туристических sim-карт наступила "большая тройка". В конце 2011 года "МегаФон" радикально снизил базовые тарифы на роуминг в Европе, следом за ним МТС и "Билайн" предложили новые роуминговые опции для абонентов. Не остался в стороне и Tele2. Таким образом был брошен вызов участникам рынка туристических sim-карт, который всегда был нишевым. Сотовой связью за рубежом пользуются 13-15 млн российских абонентов в год, из них лишь около 3,5% - владельцы туристических sim-карт. Такие sim-карты предлагаются абонентам исключительно для использования за рубежом. Оператор туристических sim-карт закупает оптом трафик у зарубежной компании и за счет этого может предоставлять выгодные цены. При этом исходящие вызовы совершаются по принципу call back: абоненту перезванивают, так вызов становится входящим для обоих собеседников.
Операторы туристических sim-карт утверждают, что от действий "большой тройки" они пострадали не очень сильно. "Прирост абонентской базы со стороны всех операторов "большой тройки" продолжает увеличиваться, но темпы прироста замедлились, особенно со стороны "МегаФона", - отмечает генеральный директор компании World Travel Telecom (торговая марка "ГудЛайн") Игорь Бражник.
В компании "Технология" (торговая марка Simtravel) говорят, что им теперь надо больше, чем раньше, вкладывать в привлечение абонента. "Приходится организовывать разные акции, предлагать скидки, купоны", - говорят там. В HBS Global (торговая марка GlobalSIM) считают, что негативный эффект на них еще не сказался. "Мы его почувствуем не раньше чем через год, - говорит бренд-менеджер GlobalSIM Евгений Ржаницын. - Сначала, когда "МегаФон" снизил цены на роуминг, у него еще не была отлажена техническая сторона вопроса. Люди звонили, а оплата иногда происходила по старым ценам, бывали сбои. Потом все было исправлено. Но, чтобы люди почувствовали это и привыкли, нужно время".
В "ГудЛайне" и Simtravel отреагировали на действия "большой тройки" снижением цен на голосовую связь в Европе и на популярных направлениях в Азии. В Simtravel возлагают надежды на бизнес-пользователей. "Для туристов, которые обычно мало звонят, уже нет особого смысла использовать туристические sim-карты. А вот бизнесменам, которым связь нужна постоянно, это выгодно, - поясняют в компании. - Поэтому, например, мы снизили цены в Китае, куда сейчас активно ездят бизнесмены". Операторы признают, что снижают цены в том числе и за счет собственной рентабельности.
В GlobalSIM и "ГудЛайне" делают ставку на мобильный Интернет. "В ближайшие 2 недели у нас появится тариф на безлимитный Интернет. Конечно, будет лимит, после которого падает скорость, но если у одной из компаний "большой тройки" это 10 Мб, то у нас это 30 Мб. Плюс мы делаем так, чтобы деньги снимались только за те дни, когда абонент пользуется Интернетом, а не просто когда у него подключена опция", - рассказывает Игорь Бражник. В GlobalSIM пока тестируют sim-карты с безлимитным Интернетом за рубежом и определяют уровень, после которого будет ограничиваться скорость. Игорь Бражник полагает, что склонить абонентов в пользу туристических sim-карт помогают дополнительные услуги, которые делают пребывание за границей более удобным. Например, бесплатный телефон экстренной помощи за рубежом.
“
Разница между тарифами федеральных сотовых операторов и тарифами операторов туристических sim-карт за последние годы сильно сократилась. Мое личное мнение: туристические операторы уже не смогут увеличить свою долю рынка. Что касается бизнес-клиентов, то они, как правило, пользуются еще более выгодными постоплатными тарифными планами с корпоративными скидками. В любом случае бизнес-клиенты менее чувствительны к ценам, чем физлица. Таким клиентам помимо цен важно удобство пользования услугами мобильной связи, в том числе то, что их не отключают при нулевом балансе. Совокупность преимуществ корпоративного обслуживания у федеральных операторов перевешивает более низкие цены у операторов туристических sim-карт.
Евгений Коробов
директор по корпоративному бизнесу компании "ВымпелКом" в Петербурге
По оценкам "ГудЛайна", рынок туристических sim-карт в России - это примерно 900 тыс. абонентов, или $50 млн. В агентстве "Рустелеком" уточняют, что активных абонентов около 450 тыс. Крупнейшим игроком является "ГудЛайн": у него больше половины рынка, по собственным оценкам, с этим согласны и аналитики. Далее следует Simtravel, потом - GlobalSIM. Все эти компании предоставляют услуги на базе эстонского оператора Top Connect. По оценкам Игоря Бражника, оставшиеся игроки совокупно занимают около 1,5% рынка. Среди них появившийся около года назад оператор Teletie на базе латышского Camel Mobile (реализован оператором Bite).
Все операторы туристических sim-карт отмечают существенное сокращение притока абонентов только со стороны "МегаФона". Однако сам "МегаФон" от своего хода в денежном плане пока не особенно выиграл, как сообщал "ДП".