Европейская комиссионка в городе

Автор фото: Роман Яндолин
комиссионный гипермаркет самообслуживания Sova

Холдин Campanella Group (владеет сетью оптик, дистрибьютор Polaroid),открыл комиссионный гипермаркет самообслуживания Sova, где каждый может открыть собственную витрину за считанные минуты. Всего планируется открыть 200 точек, в том числе по франшизе.

  Магазин открылся на Удельном проспекте и занял весь второй этаж дискаунтера "Пятерочка". Площадь магазина 1 тыс. м2. По словам Александра Слобожана, президента Campanella Group, второй гипермаркет Sova будет открыт в сентябре 2012 года, в Кировском районе, на ул. Симоняка, также на втором этаже "Пятерочки".
  Идея европейской комиссионки взята из финского опыта - жители Финляндии избавляются от вещей, которые жалко выбросить, посредством магазинов Kirppis. Подобные торговые заведения есть также во Франции и в Эстонии. В Петербурге магазин выглядит так: вся площадь поделена на равные части-витрины, площадью 1м2, больше напоминающие шкафы или стеллажи.
  Продавцы - частные лица и предприниматели приходят с паспортом, заключают договор и, заплатив 100-200 рублей за аренду витрины в день, получают в распоряжение витрину и вешалки. На каждую вещь наклеивается ценник и датчик. Раскладкой занимается сам продавец. После этого он уходит - продажа осуществляется через единую кассу. Всего в гипермаркете 800 торговых мест. Условие формата - вещи продаются без наценки. Гипермаркет зарабатывает на самом продавце, который кроме арендной платы должен отдать 1% от своей выручки.
  Раз в 10 дней происходит взаиморасчет. Магазин предоставляет клиенту отчет о проданных вещах, после этого человек либо продлевает аренду, либо забирает вещи. "За 9 дней работы гипермаркета продлили почти все договора, так как продажи действительно у всех", - рассказали в компании.
  Инвестиции в открытие каждого магазина составляют от 10 млн рублей. До конца года компания намерена открыть в Петербурге 3-5 магазинов, в целом по России будет открыто 200 точек, в том числе по франшизе. По словам Александра Слобожана, для открытия новых точек выбираются наиболее привлекательные для такого формата места, в том числе вторые этажи или пристройки универсамов "Пятерочка" и "Перекресток".
  "Нам интересно с точки зрения привлечения дополнительного покупательского потока к универсаму "Пятерочка". Один арендатор на 2 этаж - меньше проблем. Сам обслуживает, сам охраняет, сам убирает. Арендная ставка - рыночная, стабильный высокий доход объекта", - говорит Владимир Русанов, и.о. начальника управления по связям с общественностью X5 Retail Group N. V. Однако в компании не уверены, что смогут предложить для Sova дополнительные адреса. Александр Слобожан отмечает, что сейчас происходит "обкатывание" проекта, и, возможно, помещения для новых гипермаркетов будут арендоваться у города.
  "Безусловно, подобные форматы успешно работают в европейских городах, но оценить перспективу развития аналогичного проекта в России пока сложно. В любом случае, мы не рассматриваем подобный гипермаркет в качестве конкурентов", - говорит  Вероника Горячая, директор по маркетингу ОАО "Модный Континент" (торговая марка INCITY). По ее словам, это совершенно другая ниша. "У комиссионок своя целевая аудитория, которая практически не пересекается с аудиторией таких сетей, как INCITY", - добавляет она.
  По словам Дарьи Ядерной, управляющего директора Группы компаний Esper Group, конкурировать секонд-хенды или магазины такого формата будут в первую очередь не с марками бюджетного ценового сегмента, а скорее с аутлетами/стоками/дискаунтерами более дорогих проектов.
  "В России такой формат, прежде всего, будет интересен крупным городам, поскольку может аккумулировать массу людей с массой интересных вещей, что сделает этот проект привлекательным, обеспечит трафик и покупки, интерес потенциальных покупателей. Для Москвы, Петербурга и Екатеринбурга это, безусловно, интересный проект", - считает Дарья Ядерная.
  По ее словам, поскольку традиционно и исторически блошиные рынки и винтажные магазины в России не сложились, сегодня попытки это компенсировать не привели пока к созданию чего-то действительно масштабного и крупного в этом формате. "Соответственно, распространение проектов подобных Sova -можно рассматривать как такой "первичный" этап для формирования этой ниши", - добавляет Дарья Ядерная.