Объем рынка профосмотров вырос в 2 раза, но осваивать эти деньги клиникам мешают демпингующие компании-однодневки.
Расходы работодателей на медицинский профосмотр персонала выросли в 2-2,5 раза за счет увеличения необходимого объема исследований. Это последствия изданного Минздравсоцразвития РФ в начале этого года приказа №302н о проведении обязательных медосмотров для лиц, занятых на тяжелых или опасных работах с вредными условиями труда. Для медицинских клиник это дополнительный источник заработка.
Многопрофильная клиника MedSwiss, которая входит в состав холдинга "РЕСО", в августе на базе медицинского центра запустила отделение профпатологии. "Наша компания участвует в тендерах и проводит профосмотр сотрудников Heineken, Сбербанка, РАО "ЕЭС", Государственного Эрмитажа, будем добиваться еще 30 контрактов", - рассказывает Роман Маркин, директор филиала MedSwiss в Петербурге.
Компания "EMC" усилила штат специалистов и лаборатории, чтобы сохранить оперативность проведения осмотров, рассказывает Татьяна Романюк, генеральный директор EMC (многопрофильная клиника, скорая помощь). По ее словам, крупнейший клиент компании "ЕМС" - автомобильный завод Ford. За счет новых клиентов наращивает направление и медицинский центр "XXI век".
Каждый клиент на этом рынке - заметный шаг вперед, ведь профосмотр 400 сотрудников непищевого завода сейчас стоит около 0,92 млн рублей (без флюорографии), оценивает Дмитрий Седеньков, руководитель направления "Промышленная медицина" медицинского центра "XXI век".
"Стоимость медосмотра возросла минимум на 30%, а в некоторых случаях, в зависимости от профессии и города, в котором проживает сотрудник, в 2 раза", - сообщили в пресс-службе компании Heineken в России.
Хотя оборот медицинских учреждений по этому направлению вырос, снизилась маржинальная прибыль. "Многие компании оказались морально не готовы к повышению затрат на профосмотр", - говорит Татьяна Романюк.
Среднестатистическая компания, по ее словам, готова потратить на профосмотр 1000-1500 рублей, потому необходимость дополнительного анализа за 500 рублей вызывает у них неприятие. Приходится сдерживать цены, отказываясь от наценки, рассказывает Татьяна Романюк.
“
Наша клиника многопрофильная, и с самого начала мы предлагали услуги медицинских осмотров. Однако до сих пор за этой услугой к нам обращались только отдельные пациенты, контрактов напрямую с компаниями у нас нет. Стоимость комплексного осмотра варьируется от 13,5 тыс. до 16,8 тыс. рублей.
До сих пор мы не участвовали в тендерах. Нужно понимать, что у нас дорогая клиника, за счет большой группы посетителей мы могли бы снизить цену, но не очень сильно. Поэтому выиграть тендер мы сможем, если помимо низкой цены будут востребованы сложившиеся и отработанные программы осмотра.
Ефим Данилевич
гендиректор Американской медицинской клиники
Основной проблемой, по общему мнению экспертов, является большое количество клиник-однодневок, которые демпингуют при участии в тендерах, не обеспечивая необходимого качества услуг.
"Хотя есть ответственные работодатели - зачастую это западные компании, которые понимают важность и социальную значимость таких программ, но основная масса предприятий пытаются минимизировать затраты на профосмотры", - комментирует Александр Солонин, председатель Ассоциации частных клиник Петербурга и Северо-Запада.
По его информации, недобросовестные компании закупают услуги по изначально демпинговым ценам и с невыполнимо короткими сроками выполнения, пытаясь просто избежать проблем с Роспотребнадзором.
По мнению некоторых экспертов, поменять ситуацию с недобросовестными клиниками могло бы указание минимальной стоимости проведения работ и услуг при утверждении стандартов. "Но цена на реактивы, оборудование и услуги постоянно меняется, потому это не выход", - сетует Дмитрий Седеньков. Поэтому компаниям остается уповать на растущую социальную ответственность бизнеса и бдительность Роспотребнадзора.