Корпоративные пенсионные программы (КПП) создают 13–18% российских компаний, ими охвачено около 8 млн человек, оценивают участники рынка.
В Петербурге компании, включающие корпоративное пенсионное страхование в компенсационный пакет сотрудника, - это крупные производственные компании (автомобильная, пищевая промышленность, машиностроение, энергетика, сырьевые ресурсы), находящиеся в условиях жесткой конкуренции за синих воротничков и инженерно–технический персонал, компании сырьевого сектора, а также некоторые банки, рассказывают в HeadHunter. По данным экспертов, КПП создают лишь 13–18% российских компаний, которыми охвачено лишь 8 млн человек.
Лидеры рынка
Как правило, средствами КПП управляют аффилированные, так называемые каптивные фонды. "КПП относятся к негосударственному пенсионному обеспечению и вместе с немногочисленными индивидуальными пенсионными планами граждан составляют пенсионные резервы (ПР), - добавляют в НПФ "Райффайзен". По итогам первого полугодия 2012 г. ПР в управлении НПФ составили 732 млрд рублей против 558 млрд рублей (объем средств обязательного пенсионного страхования). Среди лидеров рынка - фонд "Благосостояние" (структура ОАО "РЖД"), "Газфонд", "Нефтегарант", НПФ "Транснефть". "Эти фонды - каптивные и администрируют корпоративные пенсионные программы материнских компаний", - говорят в НПФ "Райффайзен".
Западная практика
Часто собственные пенсионные программы предлагают сотрудникам компании с западным капиталом, которые создают счета совместно с негосударственными пенсионными фондами. К примеру, КПП действует на фабриках "Петро" и "Крес Неве" (входят в группу JTI), в рамках которой для каждого из штатных сотрудников открывается счет в НПФ. "На эти счета JTI ежемесячно перечисляет 4% от его оклада, - рассказывает специалист отдела по заработной плате и компенсациям петербургского предприятия Ирина Степанова. - Кроме того, работники могут добровольно вносить часть своих доходов в НПФ. Если эти взносы не превышают 4% от их оклада, JTI их удваивает, если они все же больше, компания доплачивает 4% оклада". Добровольные взносы в НПФ делает порядка 25% работников "Петро". Средний размер взносов составляет 2–4% от зарплаты. "Как правило, об отчислениях в пенсионный фонд люди начинают задумываться в 35–40 лет. Тем не менее популярность инструмента растет - у людей появляются перед глазами реальные примеры, когда по выходе на пенсию сотрудники увеличивают свои ежемесячные доходы на несколько тысяч рублей", - говорит Ирина Степанова.
Подводные камни
Впрочем, пока для большинства российских компаний введение корпоративной пенсии - лишь дополнительные проблемы. "Ведь это целый проект, под который необходимо выделить человеческие и финансовые ресурсы, - считает Дарья Пичугина, аналитик "Инвесткафе". - Кроме того, для компаний нет никакого стимула создавать такие фонды и брать на себя ответственность за будущее своих сотрудников".
По ее словам, во многих западных странах пенсионное обеспечение сотрудника - законодательно оформленная обязанность компании. "Те российские компании, которые создают для своих сотрудников КПП, делают это либо потому, что так принято в головной западной компании, либо для привлечения топ–менеджеров", - добавляет она.
По мнению Сергея Щеглова, представителя "КИТ Финанс НПФ" в Петербурге, развитию корпоративного пенсионного страхования в РФ мешает недоверие к финансовым институтам и незнание принципов пенсионного обеспечения, а также низкий уровень зарплат и значительная доля работодателей, работающих по серым зарплатным схемам.
Сейчас компании могут отнести на расходы отчисления на формирование дополнительных пенсий сотрудников в размере не более 12% от фонда оплаты труда. Дополнительное налоговое стимулирование могло бы изменить отношение к КПП. Так, государство выдвинуло инициативу в стимулировании работодателей участвовать в формировании будущих пенсий путем введения льготного налогового режима взносов на корпоративную пенсию. В частности, компании могут быть освобождены от необходимости уплачивать НДФЛ с пенсий, так же как от этого освобождено государство. "Единственное, что может заставить работодателей создавать корпоративные фонды, это законодательно оформленная обязанность это делать", - полагает Дарья Пичугина.