"Деловой Петербург". Выставка ICONS в арт-центре "Ткачи"

Автор фото: Свистунова Валентина

После затянувшегося скандала к нам привезли наконец выставку, которую консервативная часть общественности заклеймила как оскорбляющую чувства верующих: в арт–центре "Ткачи" презентовали ICONS.

Разговоров вокруг ICONS было более чем достаточно. В Краснодаре куратору проекта Марату Гельману пришлось вступить в неравный бой с религиозными фанатиками. Пермь приняла эту выставку не так агрессивно, ожесточенные споры о современном искусстве отгремели там несколько лет назад. Затем экспозицию решили показать в Петербурге, который показал себя не менее своенравным, чем Краснодар. С первой попытки привезти ее сюда не удалось.
Между тем беспокоиться о том, что город осаждают воинствующие атеисты, не было причин. Гельман известен как куратор, мастерски организующий медийную шумиху. ICONS — его образцовый проект. Искусство, которого одни так боялись, а другие готовы были защищать на баррикадах, довольно безобидно и стерильно.
Некоторые художники использовали в своих работах темы или композиционные элементы икон. Ряд произведений созданы на евангельские сюжеты. Несколько проектов, показанных на выставке, посвящены роли, которую играет религия в современном российском общественном сознании.
Pussy Riot и других возмутителей общественного спокойствия здесь нет. Такую экспозицию про религиозную тематику в отечественном искусстве мог бы сделать Русский музей. Кстати, в Третьяковке вряд ли были бы представлены именно эти работы, поскольку большинство из них сделаны несколько или много лет назад. В Москве все давно их видели. И выставки о конфликте современного искусства и религии — или о попытке наладить диалог между современным искусством и религией — в столице тоже были не вчера и не позавчера. Скандалы вокруг Сахаровского центра, проект Олега Кулика "Верю", обозначивший новый духовно–нравственный период в творчестве экс–художника–собаки, теперь вспоминаются как конъюнктура второй половины нулевых.
ICONS может и дальше гастролировать по регионам, провоцируя оживленные дискуссии о современном искусстве. В Петербурге пиар–маневр Гельмана в очередной раз удался. На открытие был приглашен губернатор города Георгий Полтавченко, известный своими консервативными религиозными взглядами на культуру. На борьбу с темным средневековьем в городе Петра Великого были выброшены активисты, топтавшиеся у входа на выставку с прогрессивными плакатами и лозунгами. Вернисаж собрал всю петербургскую художественную публику. Однако, несмотря на все старания организаторов, петербургские казаки на открытии замечены не были. Зато арт–центр "Ткачи", не испугавшийся угроз и предоставивший площадку для проекта, провел за счет возмущенной общественности мощную рекламную кампанию.