Минздрав готовится внести в Госдуму законопроект, который застрахует россиян от врачебных ошибок. Он в случае смерти пациента предусматривает выплату в 2 млн рублей, инвалидности – 0,5-1,5 млн рублей. Эксперты документом недовольны и считают, что россиянин только погрязнет в судах.
Минздрав
разработал законопроект, который, по задумке чиновников, должен будет надежно защитить россиян от врачебных ошибок. Если он будет принят, то размер страховых выплат в случае смерти пациента составит 2 млн рублей. За инвалидность первой группы, полученную по вине врача, россиянин сможет получить 1,5 млн рублей компенсации, второй — 1 млн рублей, третьей — 0,5 млн рублей.
"Коэффициенты будут зависеть от целого ряда условий: от характеристик используемой техники, уровня квалификации медицинских работников, наличия или отсутствия ранее страховых выплат. Организации будут заинтересованы в том, чтобы развивать технологии, набирать квалифицированный персонал и в том, чтобы количество осуществляемых выплат было ниже", — заявил пресс-секретарь министра здравоохранения Олег Салагай, отметив, что для организаций с частыми выплатами и стоимость страхования будет выше.
О подготовке этого законопроекта еще в конце марта заявлял Владимир Путин. Он отмечал, что перед тем как попасть осенью в Госдуму, он еще должен пройти общественное обсуждение. По словам президента, необходимо выяснить, не будет ли в нем чего-то такого, что усугубляло бы ситуацию вместо того, чтобы ее исправить.
"Правительство подготовило проект соответствующего закона, это сложная тема. Конечно, несправедливо, когда безо всяких оснований тащат к ответственности медработников, и также несправедливо, когда оказывается некачественная медицинская помощь, и люди страдают от нее. В этом случае ответственность должна быть", — анонсировал инициативу Минздрава Владимир Путин.
Страхование пациентов для каждой медицинской организации будет обязательным — без страховки не сможет работать ни один медцентр. При этом нанесение морального вреда в страховку не входит — то есть организации продолжат делать подобные выплаты и одновременно начнут выплачивать страховые взносы. Однако Олег Салагай заявил, что в будущем и этот вид вреда может быть включен в ряд страховых случаев.
Для рассмотрения страхового случая, по словам чиновника, будут создаваться специальные комиссии из 7–11 человек. Туда войдут представители профсоюзов, пациентских организаций, врачебных организаций с других территорий и, на временной основе, представитель самого пациента. Каждый случай должен будет рассматриваться за 30 календарных дней, а вся информация о деятельности комиссии — появляться в интернете. Такая схема, по словам чиновника, должна снизить нагрузку на суды.
Однако экспертам законопроект уже пришелся не по душе. Во-первых, нарекание специалистов вызвала сама система, которая только спровоцирует удорожание медицинских услуг, во-вторых, последствия законопроекта можно легко отследить по негативному мировому опыту.
"Страхуется только инвалидность и смерть, а огромное число случаев останется без внимания. И так в последнее время стали снимать инвалидность, снижать ее степень. Этот законопроект обещает нарастание цен в замкнутой системе. Частые походы клиентов в суд и удорожание страховки в итоге приведет к росту цен на услуги и увеличению страховых взносов. Этот механизм привел многие медцентры США в 2004 году к ситуации, когда их уже перестали страховать, а значит, перестали давать и лицензию", — недоволен итогом работы чиновников Александр Саверский, председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре.
В то же время, по словам эксперта, этот законопроект означает, фактически, выход коррупции в секторе медицины на новый уровень. Чиновники, по его словам, должны будут сами же решать, должны они денег заплатить или нет. Возможны даже схемы, когда чиновник договаривается, к примеру, с главврачом. А нагрузку на суды это не снизит, как обещают чиновники. Только теперь россиянину придется продираться еще и через дебри комиссии, а в суде получать адвоката от страховой компании, настроенного против него.