Госдума приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий процедуру досудебного урегулирования налоговых споров. Эта процедура станет обязательной для всех налогоплательщиков, чтобы разгрузить арбитражные суды, которые сегодня завалены работой.
"Безусловно, судебные разбирательства предпринимателям невыгодны, так как они всегда требуют значительных временных и прочих ресурсов", — говорит Татьяна Модеева, генеральный директор компании Acsour. Однако, по ее словам, даже при регламентированном процессе досудебного урегулирования споров необходимость обращения в суд по ряду случаев сохранится.
Сергей Осутин, председатель совета директоров консалтинговой группы "О.С.В.", считает, что правильнее было бы предоставить предпринимателю выбор — жаловаться на должностное лицо в вышестоящие инстанции или сразу обращаться в суд.
"Здесь можно говорить об ущемлении конституционных прав на судебную защиту, и пункт закона о введении обязательной процедуры обжалования до суда всех налоговых споров вызывает некоторую озабоченность", — отмечает Сергей Осутин.
Как оспаривать
Теперь в случае возникновения спора между налоговым инспектором и предпринимателем последний не может подавать в суд, а должен сначала пожаловаться руководителю районной налоговой инспекции и лишь после отрицательного решения вопроса на этом уровне подавать в суд.
В отличие от судебного разбирательства за подачу жалобы в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт–Петербургу (УФНС) налогоплательщику не нужно уплачивать госпошлину, а если обращение направлено в 10–дневный срок, то решение о взыскании налогов приостанавливается.
Если оно уже вступило в силу, у компании есть 1 год, чтобы его оспорить. На рассмотрение жалобы налоговая берет 1 месяц, но в отдельных случаях процедура может затянуться еще на 15 дней.
Вернули миллиарды
В УФНС отмечают, что количество судебных споров уже уменьшилось в 2 раза. В 2012 году в УФНС поступило 1378 жалоб от налогоплательщиков, по которым общая оспариваемая сумма составила более 22 млрд рублей.
Количество удовлетворенных жалоб составило 475. То есть сейчас около 40% возражений налогоплательщиков по итогам проверок снимаются на уровне налоговой инспекции. Каждый пятый налогоплательщик, который не опротестовал решение инспекции на этом уровне, обращается в суд. В 2012 году местные компании вернули себе 8,8 млрд рублей налогов до суда. Для сравнения: в 2011 году в пользу налогоплательщиков было решено 68%, то есть процент удовлетворения судом требований налогоплательщиков по сравнению с прошлым годом снизился на 10,3%. Законопроект, принятый в первом чтении, предполагает также, что жалобы на действие или бездействие сотрудников налоговой теперь будут рассматривать в ускоренном режиме — за 15 дней. Также увеличится срок на подготовку налогоплательщиками апелляционных жалоб — с 10 дней до 1 месяца.
Зло или благо
Сейчас в Петербурге около 80% споров с налогоплательщиками касаются возврата НДС. Эксперты отмечают, что в подавляющем большинстве случаев предприниматели не хотят идти в суд. Основные причины: дополнительные расходы на юристов, госпошлины, затяжной характер судебного разбирательства, низкая исполняемость судебных решений.