В Ленобласти начинает развиваться бизнес по переработке автомобильных шин. Этим видом деятельности уже занимается с десяток компаний. Бизнесмены говорят, что спрос на продукты переработки шин растет, несмотря на полное отсутствие законодательной базы, регламентирующей использование резиновой крошки, что заставляет переработчиков наращивать мощности. Например, ООО "Премио" запустило в Синявино (Кировский район) вторую очередь производства, потратив на это не менее 50 млн рублей.
ООО "Премио" принадлежит главе компании Максиму Ефименко, который владеет также предприятием ООО "Премио Крамб", занимающимся техобслуживанием автомобилей и грузоперевозками. Как сообщила коммерческий директор завода Premio Елена Ефименко, после выхода предприятия на проектную мощность объем переработки составит до 6,5 тыс. т изношенных грузовых шин в год, а выпуск резиновой крошки — до 4,5 тыс. т. Планируется, что заявленные объемы будут достигнуты к середине 2013 года.
В среднем стоимость 1 т резиновой крошки составляет 14,5 тыс. рублей, так что при работе на полную загрузку оборот компании может достичь 60 млн рублей в год. По оценке участников рынка, объем инвестиций в строительство завода мог составить около 50 млн рублей.
Утилизация автопокрышек — только зарождающийся в России бизнес. По словам Елены Ефименко, около 80% резиновой крошки идет на обустройство покрытий на детских и спортивных площадках, стадионах, а также на изготовление резиновых ковриков. Остальное используется в дорожном строительстве.
В Петербурге и Ленобласти работает около десятка компаний–переработчиков. Как отмечает вице–президент российской ассоциации "Шиноэкология" Владимир Марьев, в основном они небольшие, поэтому вести их учет непросто. Елена Ефименко добавляет: переработка шин — сезонный бизнес, основной спрос на продукцию приходится на теплое время года.
Читайте также:
ООО "Рейс" запустит завод по переработке шин
Спрос растет
В последние несколько лет производство резиновой крошки резко выросло, говорят в ООО "Вторресурс", которая занимается этим бизнесом уже 5 лет. Так, за 3 года объемы переработки сырья в этой компании удвоились. Основные поставщики шин — предприятия, располагающие автопарком. "Почти все запасы, которые были на этих предприятиях, уже израсходованы", — добавляют в компании "Вторресурс".
Ежегодно в городе и области образуется около 35–40 тыс. т утильных шин. Однако почти 80% из них попадает на свалки. "Поставщики не заинтересованы сдавать покрышки на переработку: утилизация платная, а использование крошки очень ограничено", — сетует заместитель гендиректора ООО "ИЦ "Дорсервис" Татьяна Худякова.
В стране нет нормативов по использованию крошки. Поэтому, например, дорожники не могут предусматривать ее использование в асфальтобетонных смесях. Хотя в США, где утилизируется 96% автопокрышек, дорожно–строительная сфера — главный потребитель крошки. Ее используют в качестве вяжущего элемента в асфальте.
По словам вице–президента американской Ассоциации резиновых дорог Клиффорда Ашкрофта, такой асфальт почти бесшумный, менее хрупкий зимой и не плавится в жару. Его износостойкость на 20–30% выше, чем у обычного.
Крошечными шагами
В Петербурге объем рынка резиновой крошки зависит от количества заказов городских и муниципальных властей на обустройство детских и спортивных площадок и стадионов. Поэтому прогнозировать потребности в крошке сложно.
Участники рынка рассчитывают, что в ближайшие годы в РФ, как обещает федеральное правительство, будет выстроена система утилизации шин и использования продуктов переработки. По крайней мере, соответствующие законопроекты уже находятся на рассмотрении правительства РФ.
Когда переработка шин станет обязательной, в наиболее выигрышной позиции окажутся те предприятия, которые уже успели закрепиться на рынке.