Длинные майские праздники существенно увеличат объем рынка страхования туристов. Страховщики ожидают, что в апреле–мае 2013 года продажи полисов увеличатся по сравнению с тем же периодом 2012 года на 25–30%.
Прирост объема премий петербургские страховщики почувствовали уже в I квартале и начале II квартала, когда петербуржцы, готовясь к майскому отпуску, оформляли визы и делали страховки.
Второй Новый год
В компании
"Либерти страхование" отмечают, что в I квартале 2013 года по сравнению с I кварталом 2012 года количество проданных полисов страхования выезжающих за рубеж (ВЗР) возросло более чем на 25%.
Сборы
СК "Согласие"
в СЗФО по страхованию ВЗР в I квартале к тому же кварталу 2012 года выросли на 46,4%, до 2,4 млн рублей, а по "Зеленой карте" — на 38,4%, до 12 млн рублей. "Накануне майских праздников прослеживается рост объема продаж, который составляет в среднем 23% от среднего объема сборов по предыдущим месяцам", — замечают в компании.
"Продажи полисов ВЗР в апреле увеличились на 25% по сравнению с мартом. Это типичная ситуация в преддверии майских праздников, — отмечает директор департамента комплексного страхования путешественников СО "Помощь" Гаянэ Календжян. — Если же говорить о продажах "Зеленых карт", то, как правило, всплеск происходит непосредственно в день выезда — 1 мая и в последующие дни". Такие полисы в основном покупаются по пути, и все офисы страховщиков активно работают в эти дни, добавляет она.
"Прирост по полисам ВЗР в январе–апреле составил 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — добавляет Олег Петров, руководитель отдела страхования выезжающих за рубеж Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование". — По сборам апрель — традиционно один из пиковых месяцев в году, многие туристы стараются заранее приобрести туры перед майскими праздниками и летними месяцами".
"Мы тоже наблюдаем всплеск спроса, и в этом году он, похоже, даже больше, чем всплеск перед Новым годом", — подытоживает Андрей Гришин, директор по страхованию выезжающих за рубеж страховой группы "Капитал–полис".
Включили сервисы
Полисы страховщики в основном продают через брокеров и агентов, а также активно подключают к работе турагентства.
Как рассказывает Юлия Колышева, главный андеррайтер управления страхования путешествующих компании "АльфаСтрахование", традиционно основной канал продаж полисов туристам в Петербурге — агенты и брокеры, на них пришлось 94% сборов по итогам 2012 года. Это связано со спецификой региона: присутствием консульских служб практически всех европейских стран, а также близостью границы, объясняет она.
Через туроператоров продается 30–35% страховок туристам, говорит Юлия Колышева. По ее словам, в феврале ее компания и один из крупных туристических порталов по бронированию билетов и отелей запустили совместную услугу — страхование от отмены поездки.
Застрахованному путешественнику компенсируется стоимость невозвратных билетов или штрафов до 20 тыс. рублей. К числу страховых случаев относятся: отказ в выдаче визы, увольнение, госпитализация клиента, а также необходимость участия в судебном процессе, перечисляет она.
В свою очередь, Олег Петров рассказывает, что значительный прирост сборов по турстрахованию в этом году связан с запуском IT–проекта для туроператоров, который набирает темпы и благодаря которому заключены договоры с четырьмя крупными петербургскими компаниями.
Осознанный выбор
Страховщики отмечают, что все больше туристов приходят оформлять полис самостоятельно, без помощи брокеров и турагентств. Как замечает Андрей Гришин, в последнее время наблюдается рост числа клиентов в сегменте прямых продаж: многие самостоятельно занимаются подачей документов на визу и поэтому сами приобретают страховку. Есть даже очень сознательные граждане, которые приобретают расширенную страховку, добавляет он.
"Ежегодно спрос на дополнительные покрытия растет. Люди уже покупают не просто страховку "для визы", но смотрят наполнение, страховую сумму, страхуются от отмены поездки, задержки рейса, потери багажа", — подтверждает Юлия Колышева.
"Очень активно развиваются индивидуальные туры, поэтому нередко туристы обращаются к нам с просьбой застраховать их активный отдых с дополнительным риском, — рассказывает Олег Петров. — Причем пожелания разные. Если раньше это был в основном дайвинг и горные лыжи, то сейчас участились поездки за рубеж профессиональных спортсменов. Этот вид страхования пользуется большим спросом".
Как выбрать полис
Полис ВЗР на 2 недели обойдется в 300–1500 рублей в зависимости от выбранной суммы страхового покрытия и включенных рисков.
По полисам с минимальной страховой суммой и скромным перечнем рисков турист сможет рассчитывать на транспортировку до ближайшего медучреждения на отдыхе, консультацию врача и экстренную медицинскую репатриацию. Соответственно, по расширенной страховке туристу в случае необходимости окажут полную медпомощь.
Для стран массового отдыха нет конкретных требований о страховой сумме. Для Турции и Египта целесообразна сумма не менее 15 тыс. евро. Если же говорить про страны Шенгена, то там существует такое требование — 30 тыс. евро. Для поездок в США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию, где медицинские услуги очень дороги, страховщики рекомендуют оформлять полисы со страховой суммой, эквивалентной $100 тыс.
Что касается полиса "Зеленая карта", то эта страховка работает как аналог ОСАГО в 45 странах. Стоимость этого полиса зависит от типа транспортного средства, длительности поездки и страны, в которую отправляется турист. "Зеленая карта" для владельца легкового автомобиля на 15 дней при поездке в страны Шенгенского соглашения обойдется в 1550 рублей, а в СНГ — в 530 рублей.
Куда едут
"Петербуржцы едут в первую очередь в Финляндию, а уже оттуда — по всей Европе. Второе–третье места занимают Турция и Египет, в последние год–два увеличилось количество поездок в Таиланд и Камбоджу", — замечает директор по маркетингу страховой группы "АСК" Татьяна Долинина.
Юлия Колышева добавляет, что топ–3 стран по страховым случаям ВЗР — это Финляндия, Испания и Болгария.
"Жители Петербурга и области в основном выезжают на своих автомобилях в страны Шенгена, в первую очередь это Финляндия и Эстония, ввиду близости границы", — говорит Ирина Сумарокова, заместитель начальника отдела развития продаж сертификатов "Зеленая карта" Северо–Западного окружного филиала СК "Согласие". Поэтому объем продаж сертификатов с территорией покрытия "все страны" составляет 98% от общего объема продаж "Зеленая карта", остальное — это полисы для поездки в СНГ, добавляет она.
“
Большая часть клиентов покупает страховые полисы осмысленно, то есть не для оформления визы, а потому, что считает важным иметь страховку во время поездки. Количество покупок полисов с дополнительными страховыми рисками за последнее время увеличилось. Среди дополнительных опций, которые можно включить в полис, — страхование багажа на период поездки, риск "нечастный случай", а также ответственность перед третьими лицами. Также в турфирмах можно купить страховку, включающую риск отмены поездки. Клиенты в зависимости от своих потребностей сами выбирают необходимую сумму страхового покрытия.
Ольга Замаруева
директор департамента комплексного страхования путешественников компании "Либерти страхование"