Правительство Великобритании выдало более 3000 экспортных лицензий на поставку военной и разведывательной техники общей стоимостью $18,6 млрд (12,3 млрд фунтов стерлингов). Эта техника пойдет в страны, которые числятся в правительственном списке нарушителей прав человека.
О существовании одной из лицензий — для Израиля и оккупированных палестинских территорий — не было известно до сегодняшнего дня. Это контракт на поставку шифровального оборудования, используемого как для военных, так и для гражданских целей, стоимостью $11,6 млрд, пишет The Independent в среду, 17 июля.
Подробности сделок вскрылись после судебной экспертизы, инициированной рабочей группой депутатов. Они выяснили, что стратегически важные товары были отправлены в Иран, Китай, Шри-Ланку, Россию, Белоруссию и Зимбабве — каждая из этих стран занимает видное место в списке государств, ситуация с соблюдением прав человека в которых вызывает беспокойство МИДа Великобритании.
Есть даже три действующих контракта на поставку оружия в Сирию, несмотря на то, что Британия поставляет оборудование противникам режима Башара Асада и рассматривает вопрос о поставках им оружия. Есть также 57 лицензий для Аргентины, которая не находится в списке МИДа, но остается в конфронтации с Британией из-за Фолклендских островов.
Правительство заявляло, что не будет
выдавать лицензии на экспорт продукции, "которая может спровоцировать либо продлить региональные или внутренние конфликты" или "может быть использована для внутренних репрессий". Однако отчет комитета по контролю экспорта вооружения прояснил, что имеется 62 лицензии на поставки в Иран — опять же, преимущественно на криптографическое оборудование. Такое же оборудование фигурирует и в поставках для России. На него, а также на биотехнологическое оборудование, снайперские винтовки, лазерные системы вооружений, оружейные прицелы и беспилотные летательные аппараты выдана 271 экспортная лицензия.
Обе страны-получателя совершали крупномасштабные поставки оружия в Сирию — для президента Асада и членов Революционной гвардии Ирана, поддерживающей правящий режим. В комитете отметили, что контракты нужно проверить на предмет "внутреннего угнетения" и "затягивания региональных конфликтов".
Сирийские лицензии выпущены на комплектующие для полноприводных машин с баллистической защитой, которые — не исключено — были необходимы организации по оказанию помощи. Но речь идет также и о приборах для прослушивания звука под водой.
В отчете сказано, что последние имеют двойное назначение и правительству Британии необходимо убедиться, что оно не нарушает международных санкций против Сирии.
Министр иностранных дел Уильям
Хейг во вторник объявил, что сирийским повстанцам будут отправлены капюшоны для защиты от химического оружия. Из Сирии не перестают поступать сообщения о том, что правящий режим использует нервно-паралитический газ зарин.
Наибольшее число лицензий — 1163 — у поставщиков в Китай, их общая стоимость составляет $2,7 млрд. Помимо шифровального оборудования, поставки включают в себя средства прямой военной связи, бронежилетов и приборов ночного видения. Комитет настоятельно рекомендовал правительству проверить, не нарушает ли это эмбарго на поставку оружия из Евросоюза в Пекин и не нужно ли попытаться расширить запрет на все военные товары.
Что касается Аргентины, принципиальное значение имеют не столько действующие контракты (состоящие большей частью из криптографических приборов, боеприпасов для стрелкового оружия и лазеров), сколько неудачная попытка добиться того, чтобы союзники не поставляли оружие Буэнос-Айресу. В докладе говорится: "Комитет считает предосудительными действия правительства: учитывая относительно недавнюю историю в Фолклендской войне, когда британские корабли были потоплены ракетами членов НАТО (в частности, французскими противокорабельными ракетами Экзосет), Британия не желает оказывать давление на правительства других стран".
Депутаты заметили, что министр иностранных дел Аргентины недавно сказал: "Я не думаю, что мы будем отвоевывать острова еще 20 лет".
Только два государства из 27, указанных в списке МИДа Британии — Северная Корея и Южный Судан, не имеют лицензий на экспорт оружия. Среди других — Саудовская Аравия (417 контрактов стоимостью $2,7 млрд); Пакистан (219, почти $75 млн); Шри-Ланка (49, $12 млн) и Зимбабве (46 лицензий на сумму чуть менее $4,5 млн).
Председатель комитета и бывший министр обороны Джон Стэнли сообщил, что он решил проверить лицензии на оружие после того, как МИД начал публиковать отчеты по ситуации с правами человека. Он добавил: "Когда я в первый раз написал Винсу Кэйблу (министру по делам инноваций, бизнеса и профессионального образования), я даже подумать не мог, что эти цифры будут такими огромными — я решил, что кто-то добавил нули по ошибке; $18 млрд — это гигантская сумма. Я попросил Винса Кэйбла подтвердить точность цифр, и, кроме небольшой поправки насчет Ирана, все они были точными".
Стэнли
заявил о намерении добиться объяснений от правительства — например, узнать, может ли криптографическое оборудование способствовать внутренним конфликтам и использоваться в военных целях. Среди других проблемных вопросов правительству — почему 600 автоматов было продано Шри-Ланке, если нарушения прав человека в этой стране задокументированы очень тщательно.
"Правительство должно признать, — сказал министр, — наличие внутреннего противоречия в том, чтобы решительно поддерживать авторитарные режимы экспортом оружия, в то же время решительно критикуя их за несоблюдение прав человека. Вместо этого оно продолжает утверждать, что два этих курса "взаимно дополняют друг друга".