Владельцы петербургских отелей недовольны новой системы регистрации иностранных гостей, которая вводится с 1 августа. Больше всего отельерам не нравится тот факт, что чиновники создали на этом рынке нового монополиста.
С 1 августа все отели переходят на новую систему регистрации иностранных граждан – "Элпост". На встрече представителей УФМС по Петербургу, разработчиков программы (ООО "Федеральный гостиничный сервис") и отельеров, у которых остались вопросы по переходу на новое программное обеспечение, бурно обсуждались нерешенные вопросы. В небольшом конференц-зале собралось более двухсот отельеров — четыре раза приходилось приносить дополнительную партию стульев.
О том, что старая система регистрации – "Электронный курьер" будет заменена на "Элпост", было известно уже несколько месяцев (dp.ru писал об этом 16 июня и 16 мая), но, по словам замруководителя УФМС по Петербургу и Ленобласти Дмитрия Никифорова, до сих пор только 350 гостиниц из 800, работающих в Петербурге, подали заявление на установку нового программного обеспечения, и всего 53 уже пользуются "Элпостом". Некоторые отельеры не понимают, зачем им менять систему регистрации, некоторые – каким образом работать с новой системой, а ее разработчик не справляется с обработкой поданных в последний момент заявок, заявляют отельеры. По словам представителя разработчика программы Екатерины Райлян, "всё вышло по-русски".
Основной причиной негодования отельеров стало то, что для учета российских граждан теперь придется ежедневно относить документы на почту. "Мы долго пользовались "Курьером", — говорит Марина Матвеева, представитель гостиницы "Пять вечеров", — и уже успели забыть не только каково это — каждый день стоять в очереди, но и какие именно бумаги для этого нужны". Дмитрий Никифоров отметил, что и в "Электронном курьере" учет граждан РФ производился в неофициальном, тестовом режиме. Программа была создана для регистрации иностранцев, а российских граждан по закону учитывают через почту. Тем не менее, ООО "ФГС" ведет разработку модуля регистрации россиян, так что работа "в тестовом режиме", по сути, противозаконная, возможно, продолжится. Тем более, что по данным сети отелей "Адрес", русские туристы составляют большую часть постояльцев петербургских отелей – около 70%.
Жалоб у представителей гостиничного бизнеса накопилось очень много: горячая линия УФМС не отвечает уже полтора года, разработчик новой системы – коммерческая организация (то есть, запрещая использовать другие программы, государство создает монополиста на рынке). Техподдержка не справляется с работой, программа сырая, не доведена до ума, сотрудникам придется переучиваться, программа не принимает отсканированные документы, ответственность разработчика перед гостиницей нигде не прописана, известили о смене программы слишком поздно. Многие жалобы были высказаны крайне недружелюбным тоном, и Дмитрий Никифоров отвечал кратко и резко: "С сотрудниками поговорим, чтобы они брали трубку, принципиальные вопросы лучше оформлять в письменном виде и направлять в УФМС России. Если в запросе нет никаких сложностей, в течение двух недель получите ответ".
"В очередной раз нас заставили выбрать ту единственную организацию, которую предлагает УФМС, — говорит управляющая отелем "Атриум" Ольга Суровенко, — демократию не разводили. Наша гостиница уже некоторое время работает с "Элпостом", и кроме того, что граждан РФ нельзя регистрировать, вопросов, в общем, нет. В чем-то она даже лучше, потому что проблемы, связанные с регистрацией, разработчик решает сам. "Электронный курьер" все просто отправлял в УФМС. Но ведь у кого-то с "Курьером" были договоры заключены, деньги проплачены – все это пропадает. Должна быть какая-то альтернатива, если у нас демократическое общество".
На главный вопрос, почему нельзя было оставить старую программу, представитель УФМС ответил так: "Диалог на эту тему займет много часов, мы собрались не за этим. Тем более, в УФМС работа уже ведется только на новом программном обеспечении, все остальные данные приходится заносить в компьютер вручную. Жизнь, к сожалению, меняется, надо к этому привыкать". Выселение постояльцев, уже зарегистрированных в "Курьере", разрешено производить в этой программе до 1 сентября, но в целом пути назад уже нет.
Изменение системы регистрации касается не только гостиничного бизнеса, но и медицинских учреждений, представители которых интересовались, как ставить и снимать с учета заболевших туристов и моряков. И здесь все непросто: матросов нужно ставить на учет по паспорту моряка, потом снимать с учета, потом снова ставить – уже по загранпаспорту, и только потом снимать с учета окончательно и отправлять домой.
За неправильную регистрацию постояльцев отельеров по-прежнему ждут штрафы от 400 тысяч рублей.
Способ решения конфликта предложил Владимир Васильев, член правления Российской Гостиничной Ассоциации и генеральный директор гостиницы “Галакт”. Он предложил отельерам не просто оформить свои претензии в письменном виде, но и трансформировать их в законодательную инициативу. "Туризм в России сегодня – это большая бутылка с узким горлом, — сказал Васильев, — и это горло – федеральное миграционное законодательство. Ничто полезное просто не может пролезть, и мы должны постараться это изменить".