В Минобороны всерьез заговорили о коррумпированности петербургских военкоматов. Это могло бы стать обычной историей, если бы о ней не докладывал замминистра обороны своему начальнику Сергею Шойгу. Соответствующий документ появился в редакции dp.ru.
В распоряжении dp.ru оказалось письмо замминистра обороны Николая Панкова в адрес главы ведомства Сергея Шойгу, в котором утверждается, что в петербургских военкоматах созданы "условия к совершению преступлений коррупционной направленности". И хотя документ датирован 5 марта 2013 года, он содержит весьма любопытные подробности, которые до сих пор вниманию широкой публики представлены не были.
Более того, письмо является докладом министру обороны о промежуточных результатах прокурорской проверки, которая, хоть и не завершилась, но уже вскрыла множество фактов незаконного освобождения призывников от службы. Однако сегодня, как уверяет один из источников, о результатах этой проверки по непонятной причине министру обороны до сих пор никто не доложил. То ли их еще нет, то ли они оказались настолько компрометирующими, что их решили оставить на неопределенное время.
Начнем с письма. Во-первых, говорится в нем, диагнозы в петербургских военкоматах выносят безосновательно, без флюрограммы и рентгенограммы (а при наличии последней она "ненадлежащего качества"). Например, в Выборгском районе на 13 новобранцев призывов 2012 года документы "оформлены не в полном объеме, однако они были освобождены от призыва".
Во-вторых, заседания призывных комиссий проводятся по "формальному подходу", без участия их большинства членов. Так, в ходе изучения протоколов заседаний комиссий за прошлый год "из семи необходимых подписей членов призывной комиссии только три не вызывают сомнений — военного комиссара, врача и секретаря". "Остальные подписи имеют признаки фальсификации — председателя комиссии, представителей органов внутренних дел, управления образования, службы занятости населения".
"Фактически решения об освобождении граждан от призыва на военную службу принимают два-три человека, постоянно одни и те же люди", — отмечает в письме замминистр.
В-третьих, сотрудники военкоматов не проверяют достоверность документов, которые предъявляют призывники. Например, гражданин М. после получения высшего образования "использовал заведомо подложный документ" с записью о признании его призывной комиссией Приморского района… ограниченно годным к военной службе", а также "получил по нему заграничный паспорт". "Местонахождение М. не установлено", — отмечается в письме. А другой призывник по фамилии А. представил "фиктивный документ о якобы имеющейся регистрации по месту пребывания на территории… <Приморского> района", чтобы поступить на службу по контракту.
В-четвертых, руководство Западного военного округа и военные комиссары Петербурга и Ленобласти не реагируют на факты совершения коррупционных правонарушений. К примеру, за последние 2 года в военкоматах двух регионов было зарегистрировано девять коррупционных преступлений. Однако проверки были проведены только по пяти фигурантам, а в отношении сотрудников военкоматов К., К., Б. и К. разбирательства даже не назначались, хотя двое первых были задержаны при получении взяток за незаконное оформление военных билетов, господин Б. "подделал вместо начальника подпись на справке" одному из призывников, а госпожа К. "незаконно оформила военный билет".
Кроме того, некоторые приказы командующего Западным военным округом, издаваемые после выявления коррупционных преступлений, "полностью повторяют друг друга и носят формальный характер". "При этом меры, принятые в отношении руководителей военных комиссариатов, не соответствуют степени их вины", — отмечается в документе. К примеру, военному комиссару Петербурга Сергею Качковскому (до 2011 года — комиссар Ленобласти) за "серьезные недостатки" в области пресечения коррупции был объявлен выговор, а военком Ленобласти Валерий Мячин "к дисциплинарной ответственности не привлекался".
В-пятых, должностные лица Западного военного округа "игнорируют требования Генерального штаба ВАС РФ от 30 июня 2010 года № 315/11/2400 по проведению аттестаций должностных лиц военных комиссариатов, принимавших участие в отборе граждан, с которыми были заключены трудовые договоры и в последующем совершивших коррупционные правонарушения". По мнению замминистра, "это создает атмосферу безнаказанности и попустительства". А многие сотрудники военкоматов (например начальник отдела горвоенкомата по Калининскому району С. Байдаров, врачи городской призывной комиссии А. Брайлов, В. Ткачев) "работают на занимаемых должностях 20 и более лет".
Военная прокуратура Западного военного округа в марте и апреле 2013 года проводила проверку военкоматов. "Медицинскую" часть этой проверки проводил привлеченные медэксперты, в числе которых был Сергей Стрильченко, эксперт совета по правам человека при президенте РФ и глава Первой городской независимой военно-врачебной экспертной комиссии. По его словам, проверка началась с Выборгского района, о ее результатах до сих пор ничего не известно. Кроме того, о результатах, по его словам, не сообщали Сергею Шойгу, а проверки в других районах даже не начинались.
Как следует из той части результатов проверки, соавтором которой является господин Стрильченко (по всей видимости, пока не утвержденных), в 2012 году в Выборгском районе 167 призывников были освобождены от службы из-за сколиоза и плоскостопия. Из них личные дела только 30 новобранцев (17,9%) не вызывают никаких подозрений. А среди остальных 137 дел (82,1%) по 15 делам (9% от 167) решения приняты незаконно, по 17 делам (10,2%) указаны неверные диагнозы, решения по 63 делам (37,7%) — сомнительны, поскольку выводы призывной комиссии в весенний и осенний призыв противоречат друг другу.
Как сообщил dp.ru Сергей
Стрильченко, в нынешние времена средняя мера составляет 100–150 тыс. рублей. Ежегодно в Петербурге освобождаются около 3,6 тыс. человек. Таким образом, по оценке господина Стрильченко, годовой "оборот" составляет 350–540 млн рублей.
"Почему-то дальнейшая проверка в этом (Выборгском — dp.ru) районе и проверка в других районах города не проведена. Никто не был наказан, хотя проверка была на контроле министра обороны, ему докладывали промежуточные итоги. И министр отдал приказ провести тщательную проверку и наказать виновных, вплоть до увольнения. Может быть приказы главы Минобороны уже ничего не значат? Может быть, военный комиссар Петербурга, Герой России Сергей Качковский является "лицом неприкасаемым"? Или у председателя штатной военно-врачебной комиссии горвоенкомата Самира Мурсалова очень серьезные покровители?" — интересуется он.
Редакция dp.ru направила официальный запрос в пресс-службу Западного военного округа еще в начале июля. С тех пор прошло почти 2 месяца, но ответа до сих пор нет.