"Деловой Петербург". До карьера своим ходом

Автор фото: Александр Аксаков
Карьер компании "Беатон". Подготовка ко взрыву породы, работы по перевозке материала и изготовление щебня. 16.10.2013, Санкт-Петербург, Россия Y Александр Аксаков для ДП

В пятницу на совещании в правительстве губернатор Александр Дрозденко предложил недропользователям несколько вариантов участия в эксплуатации дорог: все варианты предполагают, что разработчики карьеров фактически обязуются содержать дорого, по которым перевозят сырье.

Александр Дрозденко предлагает разработчикам карьеров два варианта. Первый — отчислять денежные средства на ремонт и содержание дорог. Это будет фиксированный сбор: 100 рублей за 1 м3 добытого песка или щебня на ремонт дороги либо 10 – 15 рублей за 1 м3 перевезенных материалов на содержание дороги.
Второй вариант — передать бизнесменам в аренду участки тупиковых и карьерных дорог за символическую плату в обмен на обязанность содержать их. В ином случае правительство прекратит выдачу лицензий. "85% стройматериалов в Московской области завозятся из других регионов", — пригрозил Александр Дрозденко.

Разбитые дороги

Содержание 758 км региональных дорог обходится в 225 млн рублей ежегодно. Из них 344 км нуждаются в ремонте на 3 млрд рублей. Ремонт 1 км оценивается в 9 млн рублей.
В регионе работают 50 крупных карьеров. Объем рынка добычи материалов оценивается в 12 млрд рублей в год, вместе с перевозкой и сбытом — до 20 млрд рублей в год. Объем перевозок — 28 млн м3 в год. К 2020 году эти цифры увеличатся вдвое. В связи с ростом тарифа на железнодорожные перевозки недропользователи стали активнее пользоваться автодорогами.
Вице–губернатор по строительству Георгий Богачев отметил, что разрешенный объем провоза — 30 т, а большегрузы возят до 100 т. "Вы все хулиганите", — заявил он. В области работают 10 мобильных пунктов весового контроля, еще 10 закуплено, проектируются пять стационарных. Среди добросовестных пользователей чиновники называют "Группу ЛСР" и Гавриловское карьероуправление.

Мера ответственности

Некоторые пользователи карьеров полагают, что расходы должны нести не только они, но и перевозчики. Такую точку зрения высказал гендиректор Каменногорского комбината Юрий Дорож.
Гендиректор ГК "Петроглэс" Андрей Веденеев говорит, что оптимальный вариант — брать участки дорог в аренду и ремонтировать их вместе с перевозчиками. "Пользователи карьеров не являются перевозчиками и не разбивают дороги", — считает он.
Впрочем, власти уверены, что привлечь к ремонту перевозчиков почти невозможно, так как они могут быть зарегистрированы в других регионах.
По оценкам бизнесменов, 10– 15 рублей — это менее 10% себестоимости 1 м3 песка и 10 – 15% — щебня.
"Издержки лягут на строителей, производителей стройматериалов, — полагает гендиректор ООО "ЦБИ" Эдуард Гузеев. — Надо регулировать систему крупнотоннажных перевозок, выдавать разрешения на них. Это позволит не перегружать дороги и отслеживать нарушителей".