В Петербурге формируется рынок энергосервисных контрактов объемом 100 млрд рублей. Этот вид контрактов позволит городским предприятиям, не вкладывая ни копейки, кардинально сократить затраты на энергоресурсы.
До конца ноября, как ожидается, Минюст зарегистрирует НП "Энергосервисная палата". Учредителями НП выступают две петербургские саморегулируемые организации, состоящие в основном из энергоаудиторов: НП "Три Э" и НП "Горная и промышленная энергоэффективность" (ГПЭ). Главной целью нового объединения станет преодоление бюрократических и нормативных препятствий, мешающих широкому распространению в России энергосервисных контрактов. Этот вид контрактов позволяет потребителям энергоресурсов заниматься повышением энергоэффективности фактически за чужой счет, возвращая деньги инвесторам в течение нескольких лет за счет экономии на электроэнергии и тепле (см. схему).
Манящие триллионы
Потенциальный объем рынка энергосервисных контрактов участники рынка способны оценить лишь приблизительно, но для них очевидно, что в России он при благоприятных обстоятельствах составит триллионы рублей, а в Петербурге — десятки миллиардов. Так, эксперт НП "ГПЭ" Олег Мартемьянов полагает, что потенциал рынка энергосервисных контрактов в России в ближайшие годы составляет не менее 500 млрд рублей в год. В сумме частные и бюджетные организации потратят на энергосбережение триллионы рублей. Согласно правительственной программе повышения энергоэффективности, принятой в октябре 2010 года, общий объем инвестиций в энергосберегающие оборудование и работы должны до 2020 года превысить 9,5 трлн рублей.
"Оценка потенциала рынка энергосервисных контрактов в Петербурге достаточно сложна. Мы должны знать, с одной стороны, сколько предприятий готовы внедрять энергосберегающие мероприятия, а с другой стороны, сколько имеется энергосервисных компаний и сколько они готовы вложить своих денег в энергосервис этих предприятий, — объясняет Олег Мартемьянов. — Потенциал энергосбережения госпредприятий Петербурга составляет порядка 15 млрд рублей. С учетом коммерческих предприятий потенциал рынка энергосервисных контрактов в городе — в пределах 20 – 100 млрд рублей".
Закон споткнулся о реальность
Появление в России рынка энергосервисных контрактов было предопределено еще 4 года назад, когда появился федеральный закон № 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…" Этот закон предписывал бюджетным организациям, а также крупным потребителям и производителям энергоресурсов в течение 3 лет пройти первичное обследование энергоэффективности, а затем проходить такое обследование каждые 5 лет, параллельно предпринимая меры для повышения собственной энергоэффективности.
Одним из механизмов финансирования мероприятий по энергосбережению, упомянутых в законе, является энергосервисный контракт. Однако нормативная база, описывающая нюансы заключения таких контрактов, не создана до сих пор. Поэтому этот механизм не работает.
Как рассказал dp.ru
Виталий Млынчик, председатель совета партнерства СРО "НП "Три Э", в Петербурге ему известен только один действующий энергосервисный договор, да и то неудачный — у заказчика возникли разногласия с энергосервисной компанией по поводу оплаты ее услуг. Еще два пилотных энергосервисных контракта готовит Первая энергосервисная компания, один из членов СРО "Три Э". Она меняет систему освещения в стоматологической поликлинике и устанавливает индивидуальный тепловой пункт. "И мы вынуждены самостоятельно придумывать, как считать экономию, как составить контракт, чтобы он устроил банк и поставщика оборудования, — сетует Виталий Млынчик. — Если бы можно было опереться на методологию Энергосервисной палаты, было бы проще".
Научат рынок жить
Именно методологическая функция палаты, как считают ее учредители, будет главной на первом этапе ее существования. На сайте Минэкономразвития РФ вывешены Проект примерного государственного контракта на энергосервис и Проект примерной конкурсной документации на заключение контракта на энергосервис. "Но эти документы сырые, сложные, и работать по ним невозможно, — констатирует Виталий Млынчик. — В министерстве готовы принять предложенный нами типовой контракт, но такое предложение должно исходить не от СРО энергоаудиторов, а от более широкого объединения, такого как Энергосервисная палата".
Подобные затруднениявозникают в общении не только с потенциальными заказчиками энергосервиса, но и с поставщиками оборудования, и с банками, которые могли бы финансировать такие контракты и хотели бы иметь внятный механизм возврата кредитов, и со страховщиками, которые могли бы их страховать.
Энергосервисная палата будет включать представителей этих сторон и сможет выработать типовые документы, устраивающие всех. Предварительные договоренности о вступлении в палату достигнуты с несколькими банками, утверждает Виталий Млынчик. Кроме того, по его словам, в палату войдут поставщики энергооборудования и представители государства. Например, государственное бюджетное учреждение "Центр энергосбережения Санкт–Петербурга", созданное при комитете по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга.
В комитете эту информацию не подтвердили, но его глава Андрей Бондарчук сказал, что комитет заинтересован в широком распространении энергосервисных контрактов.
"Энергосервисный контракт при его должном исполнении является действенным инструментом повышения энергетической эффективности, в том числе в бюджетной сфере. В связи с этим для бюджетной сферы Петербурга энергосервисный контракт рассматривается в качестве приоритетного инструмента повышения энергетической эффективности, — заявил он. — В целях реализации механизма энергосервисного контракта в комитете сформирована рабочая группа, которая обратилась к правительству Петербурга с предложением подготовки последовательности действий по реализации механизма энергосервисного контракта и его тиражированию".
В энергосервисных контрактах заинтересованы и поставщики электроэнергии, испытывающие нехватку инвестиционных ресурсов для модернизации своих мощностей.
По словам директора по транспорту электроэнергии ОАО "Ленэнерго" Ильи Поветкина, энергосервисные контракты интересны компании, но пока они не получили широкого применения и связаны в основном с установкой интеллектуальной системы или модернизацией систем учета электроэнергии и мощности.
"О широком распространении энергосервисных контрактов в электросетевом комплексе говорить пока не приходится. Однако "Ленэнерго" намерено в дальнейшем заключать такие контракты с привлечением нетарифных источников финансирования", — отметил Илья Поветкин.
“
Об энергосервисе сейчас говорят все, кому не лень. Многие хотели бы заработать на этом рынке, но удается далеко не всем. Производители оборудования предлагают товарные кредиты — такого рода контракты похожи на энергосервисные тем, что оплата оборудования происходит постепенно. Но, чтобы соорудить классический энергосервисный контракт, надо решить ряд проблем. Например, бюджетные организации говорят: как мы можем заключить контракт на 5 лет, если у нас бюджет планируется только на 3 года? Затем спрашивают: с какой строки бюджета такой контракт можно оплатить? На этот счет уже есть разъяснение Минфина. В конце концов, мы слышим: если бы вы принесли пошаговую инструкцию, как нам действовать при заключении энергосервисного контракта, цены бы вам не было.
Виталий Млынчик
Председатель Совета Партнерства СРО "НП "Три Э"
“
Пока в России речь идет преимущественно об энергосервисных контрактах с быстрой окупаемостью: теоретически вложенные средства должны возвращаться к энергосервисной компании в течение 3 – 4 лет. В таких условиях мы можем позволить себе с самого начала забирать всю экономию себе и этими средствами расплачиваться с банком за кредит. Как только кредитные средства будут возвращены, мы уже можем делить экономию с предприятием–заказчиком. Но такая схема с высокой вероятностью окажется неэффективной в случае контрактов с длинным сроком окупаемости, потому что в таком случае необходимо с самого начала просчитывать механизмы заинтересованности заказчика. Иначе на этапе возвращения кредитных средств заказчик сделает все, для того чтобы занизить показатели экономии.
Сергей Шевырёв
“
В соответствии с государственной программой по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, необходимо снизить энергоемкость ВВП России к 2020 году на 40%. Для реализации данной задачи требуются большие инвестиции. Развитие рынка энергосервисных услуг позволит увеличить энергоэффективность, одновременно не снижая оборотный капитал предприятий. Поэтому мы уверены, что в ближайшие годы энергосервисные контракты в России получат широкое распространение. Проекты по повышению энергоэффективности становятся привлекательны для инвестиций, так как их срок окупаемости в среднем составляет 3 – 5 лет.
Сергей Семенов
руководитель энергосервисных проектов Schneider Electric в России и СНГ