"Деловой Петербург". Грантовая лихорадка кончилась

Автор фото: Trend
Много разбросанных монет, монеты в руках

Программа грантов начинающему бизнесу, по которой в минувшие годы раздавались сотни миллионов рублей, обернулась скандалом. Эксперты считают, что это связано с неразберихой в комитете по предпринимательству.

И в предыдущие годы раздача безвозмездной финансовой помощи малому бизнесу не обходилась без громких историй, а в 2013 году и вовсе провалилась.
И дело не только в том, что за 5 лет объем финансирования программы "Гранты начинающему бизнесу" сократился с 200 млн до 10 млн рублей в 2013 году. Комитет не смог освоить даже эти средства, выделив всего 682 тыс. рублей на три проекта. Оставшиеся средства были возвращены в бюджет.

На любое хорошее дело

Программа "Гранты начинающим предпринимателям" работает в Петербурге с 2009 года. Всего по ней начинающему бизнесу было выделено более 400 млн рублей.
В первый год помощью воспользовались более 600 малых предприятий и предпринимателей, они освоили 200 млн рублей — по 300 тыс. давали практически всем на любые проекты безвозмездно.
Поэтому программа вызвала в городе настоящий ажиотаж: в следующем, 2010 году на подачу документов предприниматели занимали очередь уже в 4 утра, но денег выделили вдвое меньше — 100 млн рублей. Зато сами гранты стали больше — можно было получить до 500 тыс. рублей.
В то время городское правительство рассматривало эту программу как часть антикризисных мер по поддержке малого бизнеса и созданию новых рабочих мест. Однако отчетность по выделенным грантам практически не велась.
Тогда же начались и первые скандалы. К 2012 году в городе стал популярным бизнес по изготовлению проходных бизнес–планов, по которым якобы можно было получить деньги. В комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, который курировал гранты, пришли правоохранительные органы, и были возбуждены уголовные дела. В результате в последующие годы гранты было решено выдавать только производственному и инновационному бизнесу.
В таком состоянии в 2013 году программа грантов перешла в ведение комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР), который возглавил Эльгиз Качаев.
В его ведении программа сразу же сократилась еще больше: было решено поощрять только так называемое социальное предпринимательство (детские образовательные и обучающие центры, детские сады, клиники для людей и животных и пр.).

Пожарный порядок

Началось с того, что вся программа поддержки малого бизнеса объемом 361,4 млн рублей заработала только в сентябре, и поэтому документы на получение субсидий собирались в пожарном порядке. На гранты было подано всего 48 заявок.
Первым этапом, на котором отсеивались претенденты, было обучение.
Об этом рассказала одна из предпринимательниц, которая основала детский развлекательный клуб и планировала получить грант для ремонта помещения и закупки оборудования.
"Обучение проходило в комитете по предпринимательству и выглядело очень странно: в течение дня нам просто зачитывали текст методички о том, как открыть бизнес и составить бизнес–план. При этом преподаватель не мог ответить на вопросы о том, нужно ли платить налог с гранта и на что грант можно тратить", — рассказала бизнесвумен.
Позже пошла речь о том, как принять участие в тендере на утилизацию космических отходов. Часть предпринимателей в результате добровольно покинули обучение.
Таким образом, осталось 34 человека, которые подготовили бизнес–планы для следующего этапа.

Центр и комитет

Очная защита части бизнес–планов проходила 11 декабря. Специальная комиссия слушала каждого выступающего.
В результате конкурсного отбора было одобрено только 18 проектов.
"Вечером в день защиты бизнес–плана мне позвонили из Центра развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП) и сказали, что я выиграла, — рассказывает владелица детского центра. — При этом было сказано, что надо собрать пакет документов за 2 дня. А ведь только справка из налоговой официально делается за 5 дней! На это мне сказали, что сроки подачи документов устанавливает комитет".
Молодая предпринимательница (как и другие претенденты, которые начали обмениваться информацией между собой) бросилась в налоговую умолять сделать необходимые справки раньше. Большинство соискателей заранее документы не собирали, так как считали это преждевременным. Однако в это время им позвонили из Центра поддержки малого бизнеса и любезно сообщили, что документы можно спокойно собирать до 20 декабря — мол, им пошли навстречу. При этом 26 декабря деньги должны были перечислить на расчетный счет. Когда стало ясно, что средства не перечислены, предприниматели начали звонить в комитет, но трубку там никто не брал несколько дней. "В центре отвечали, что изучают документы, — вспоминает предпринимательница. — В итоге 30 декабря, когда я наконец дозвонилась до комитета, мне сообщили, что я опоздала".

Кто–то кого–то не понял

Предприниматели, не получившие гранты, но чьи заявки были одобрены, после новогодних каникул принялись выяснять ситуацию. 13 января 2014 года они собрались в комитете к назначенному часу.
Начальник управления поддержки предпринимательства комитета Александр Леонтьев приглашал их в кабинет по одному и каждому индивидуально объяснял причину отказа: опоздание с подачей документов. При этом, по словам предпринимателей, Александр Леонтьев признавал, что такая ситуация сложилась из–за "ошибки коммуникации между комитетом и ЦРПП: кто–то кого–то неправильно понял".
Предпринимателям было предложено поучаствовать в программе в мае 2014 года на общих основаниях. А это означает заново переписать бизнес–план, собрать все необходимые документы, защитить проект, и тогда, возможно, грант будет получен. При этом никаких гарантий уже одобренным комиссией проектам чиновник не давал.
Как объясняет заместитель председателя комитета по предпринимательству Константин Красненко, из 18 проектов, которые прошли конкурсный отбор, документы на получение грантов подали только восемь человек, из которых только у троих заявления соответствовали условиям программы. Это следующие компании: ООО "Ветеринарная клиника "ЛИС", ООО "Ролик–клуб" и ООО "Заботливый доктор".
Всего было выдано только 682 тыс. рублей, и оставшиеся деньги — более 9 млн рублей — возвращены в бюджет и не перераспределялись на другие программы, уверяет Константин Красненко.
Обиженные предприниматели собирались подавать коллективный иск в суд, но юристы убедили их в бесперспективности такого дела. Зато большинство из них зареклись впредь пользоваться государственной помощью.