"Выходной Петербург". Зураб и "Манифеста"

Автор фото: ИТАР-ТАСС

 Выставка Зураба Церетели в Мраморном дворце

В Мраморном дворце открылась выставка Зураба Церетели. Она так и просится в программу "Манифесты" (европейская биеннале современного искусства, откроется в Эрмитаже 28 июня. — Ред.). Церетели давно примеривается к петербургским площадям, но пока что памятников, подобных московскому Петру I или нью–йоркскому Георгию Победоносцу, у нас в центре нет. Признание пришло к скульптору в позднесоветское время, а мировая известность — в послеперестроечные годы. В его творчестве запечатлелись лихость и комизм новой раннекапиталистической России. Ни Илье Кабакову с его изощренными гиперинсталляциями, ни Максиму Кантору с его скандальными обличениями арт–тусовки, ни Михаилу Шемякину с его ленинградско–парижской гофманианой не удалось так непринужденно и так исчерпывающе передать это время в его всеядности, безалаберности, непомерных амбициях и великорусском хаосе. Петербург привечал Церетели все больше как героя громких ретроспектив. Вот и сейчас целый этаж Мраморного отдан под его выставку.
Кураторы "Манифесты", однако, не оценили по заслугам широту взглядов художника, о работах которого всегда так много разговоров. Включи они его проект в основную программу, номадическая биеннале открыла бы новую страницу своей истории. А как бы это подчеркнуло актуальность фестиваля и все те институциональные сложности, с которыми сталкивается современное искусство в нашем музейном и академическом мире!
Упущена и другая возможность — пригласить президента Академии художеств в параллельную программу. И это тогда, когда звезда последней Венецианской биеннале Павел Альтхамер поднял черное знамя бойкота "Манифесты", а петербургские художники, отчаявшись добиться от кураторов внятного стейтмента, были вынуждены признать, что альтернативная антиманифеста невозможна, раз повода для спора так никто и не дал. Увы, другой такой случай выставиться вместе с Церетели представится группе "Синие носы", Игорю Макаревичу и Елене Елагиной, Яану Томику, Мариам Гани и другим участникам биеннале не скоро.
Пожалуй, "Манифеста" и в самом деле обещает быть светлым праздником красоты и молодости, который отвлечет нас от всех забот. И тем более от пустяков вроде того, что Россия — едва ли не единственная страна, где художников учат так, как нам показали французы еще при Екатерине II. Да и при чем тут Академия художеств?