Отключение интернета "в чрезвычайных ситуациях" встревожило общественность. Таких ситуаций у нас столько, что рано или поздно проще будет отключить уже окончательно. И тогда мы будем знать о происходящем в мире только то, что нам будет позволено знать.
На следующей неделе Совет безопасности РФ собирается обсудить "работу российского сегмента сети интернет в чрезвычайных ситуациях", как пишут "Ведомости", и в том числе может быть введен "особый порядок управления интернетом, предусматривающий возможность отключения России от глобальной сети". Чрезвычайные ситуации — это война или протестные выступления в России. То есть митинг, например, антиправительственный в Москве начинается, и сразу раз, и отключили рунет. Чиновники уверяют, что речь идет только о возможности отключения внутреннего сегмента от мировой сети.
В июле уже проводились учения по защите рунета. На сайте Минкомсвязи об этих учениях говорится, что изучалось "состояние защищенности и стабильности функционирования национального сегмента сети, степень критичности его связанности с глобальной инфраструктурой", оценивались потенциальные уязвимости, определялся "уровень готовности к совместной работе отраслевых организаций, операторов связи и ситуационных центров федеральных органов исполнительной власти в случае негативного целенаправленного воздействия". То есть речь идет вообще-то о защите рунета в случае глобальной атаки.
Но один из источников "Ведомостей" приводит в пример Египет 2011 года. Тогда во время беспорядков власти отключили интернет-связь вообще, и сотовую связь заодно. Хочется, конечно, спросить — ну и как, помогло это Мубараку? И да, Google тут же организовал доступ к Twitter без подключения — для этого надо было позвонить на международный номер и оставить голосовое сообщение, которое переводилось в аудио-файл с тэгом #egypt.
Государство или имеет возможность "отключить интернет", или не имеет. И если имеет, то нет никакой надобности обсуждать это публично, тем более на Совете безопасности — такие вещи проходят по разряду спецмероприятий и случаются внезапно. Вероятнее всего, смысл утечки состоит в демонстративном предупреждении потенциальной аудитории протестных митингов.
Минкомсвязи опровергло информацию — замминистра Алексей Волин заявил, что ничего не знает о концепциях автономного рунета. Однако слишком часто в этом и прошлом годах представители власти говорили о желании или возможности ввести механизм отключения популярных соцсетей и поисковиков. Не дает интернет покоя властям. Хотя это еще неизвестно, хорошо это или плохо. Болтать, наверное, будут меньше, но лишенным общения в соцсетях людям ничего не останется, кроме как пойти пообщаться с единомышленниками лично на площадь.
Вообще, отключение интернета могло бы наоборот стать санкцией, наложенной на Россию Евросоюзом и США. Ну, то есть если бы на Западе решили придумать такую санкцию, которая бы затронула не только банкиров и оружейников, но массы рядовых россиян, то в первую очередь, конечно, приходит в голову именно это.
Если у Кремля такие планы есть, то это как бы будет санкция, наложенная на нас нами же самими с опережением. Если под чрезвычайной будет — пусть не совсем сразу — пониматься вообще любая ситуация, связанная с большим объемом дискуссий и критики в адрес Кремля, то отрубать придется частенько. Скажем, при обсуждении закона о запрете усыновления детей иностранцами точно бы пришлось. Или при обсуждении "дела Pussy riot". Они ведь по сути не отличаются от обсуждения беспорядков на Болотной площади. В общем, рано или поздно проще будет отключить уже окончательно.
И вот если так произойдет, то мы уже не будем узнавать о таких вещах как, например, итоги референдума о независимости Шотландии. О том, как они проводились и как обсуждались, что 55,3% высказались все же против, и шотландские националисты признали поражение, а премьер-министр Дэвид Кэмерон пообещал Шотландии (а заодно Северной Ирландии и Уэльсу) больше полномочий, и никто не стал никуда вводить войска или поднимать мятеж.
А будем мы о них узнавать только то, что нам посчитают нужным сказать в условном Гостелерадио. Например, о том, что британские ястребы-империалисты в очередной раз бряцая оружием, поставили на колени свободолюбивых борцов за счастье Шотландии.