Власти Петербурга решили примерно за 1,1 млрд рублей построить единый диспетчерский центр, в котором будут работать мониторинговые службы всего городского пассажирского транспорта. Здание планируется разместить на месте станции метро "Фрунзенская".
Власти Петербурга хотят создать единый диспетчерский центр управления пассажирским транспортом (ЕДЦУ-ГПТ). Для этого планируется построить новое здание на месте нынешнего вестибюля станции метро "Фрунзенская". По задумке властей, там будут работать диспетчерские службы государственных унитарных предприятий (ГУПов): "Петербургский метрополитена", "Пассажиравтотранса" (автобусы) и "Горэлектротранса" (трамваи и троллейбусы).
В комитете по транспорту dp.ru сообщили, что сейчас разрабатывается техническое задание на разработку концепции центра.
"Концепция определит, какие структуры необходимо собрать в центре, а также определит, как будет работать центр, и регламент полномочий и взаимодействия его сотрудников. В настоящее время специалисты изучают опыт аналогичных центров за границей", — рассказали в пресс-службе комитета.
Конкурсные процедуры по разработке концепции планируется провести весной 2015 года. Заказчиком выступит государственное казенное учреждение "Организатор перевозок".
Построить центр планируется к Чемпионату мира по футболу 2018 года, однако четких планов по строительству пока нет. По словам представителей комитета по транспорту, он мог бы стать хорошим подспорьем для города во время чемпионата.
Наиболее заинтересованным в создании нового диспетчерского центра является, пожалуй, "Петербургский метрополитен". Сейчас в городе строятся новые станции и линии метро, поэтому скоро предприятию понадобится увеличить штат диспетчеров. По словам представителей подземки, у них нет возможности расширить нынешний центр на Московском проспекте, где сейчас работают диспетчеры, а также находится пункт управления транспортной безопасностью.
На прошлой неделе руководство метрополитена встречалось с вице-губернатором Игорем Албиным, курирующим транспортный блок, чтобы обсудить строительство нового диспетчерского центра.
"Фрунзенская — ближайшая станция к "Технологическому Институту", где сейчас находятся диспетчерские службы метрополитена и уже существуют все необходимые коммуникации, а значит, потребуется потратить меньше средств на прокладку коммуникаций и перевод диспетчерских служб в новый центр", — пояснил тогда глава "Петербургского метрополитена" Владимир Гарюгин.
А Игорь Албин заявил, что проект оценивается в 1,1 млрд рублей, из которых около 100 млн рублей уйдет на создание проектной документации.
По мнению представителей подземки, новый центр позволит частично решить проблему пробок, а также обеспечить бесперебойное движение общественного транспорта по улицам Петербурга с возможностью определять "горячие точки" на карте города и оперативно направлять туда дополнительный транспорт
"Это просто удобно. Например, закроется "Василеостровская", туда сразу же направят дополнительный автобус или троллейбус. Кроме того, нам уже сейчас физически не хватает места в здании на Московском проспекте, а новый центр не только решит эту проблему, но и поможет оперативно реагировать на непредвиденные обстоятельства в организации движения транспорта", — пояснили в пресс-службе метрополитена.
Такой же точки зрения придерживаются и в "Горэлектротрансе". Однако там отметили, что центр принесет плоды не сразу, а спустя какое-то время.
"Если в городе будет какое-то мероприятие, то мониторинговым службам будет легче скоординировать работу транспорта, находясь в одном едином центре. За границей диспетчерские службы городского транспорта давно объединены. В России это будет первый такой центр, поэтому понадобится какое-то время, чтобы город почувствовал от этого преимущество", — рассказал представитель "Горэлектротранса", подчеркнув, что кардинальных изменений в работе предприятия не будет.
С просьбой сделать предварительный эскиз внешнего облика здания "Петербургский метрополитен" обратился к архитектурному бюро SUART, известному по проектам вестибюля станции "Горьковская" и торгового комплекса со встроенным наземным вестибюлем станции "Адмиралтейская".
Руководитель бюро Александр Супоницкий, который по заказу метрополитена разработал эскиз проекта, рассказал, что его специалисты рисовали здание по аналогии с вестибюлем "Горьковской". На рисунках SUART центр представляет собой пятиэтажное шарообразное здание, стоящее на специальных на опорах. По словам Супоницкого, центр будет символизировать "некий мозг". Однако из-за опор здание больше напоминает паука.
"Опоры необходимы, чтобы держать здание. "Горьковская" держится на своем основном фундаменте, но новая "Фрунзенская" будет в два с половиной раза больше — фундамент просто не выдержит здание", — рассказал он.
Общая площадь нового здания составит примерно 5 тыс. м2. По предварительным планам SUART, на первом этаже площадью 565 м2 будет пассажирская зона метро, которую планируется расширить, и часть служебных помещений подземки. Площадь других четырех этажей, где будут расположены отделы диспетчерского центра, будет варьироваться от 780 до 975 м2. Также предусмотрен технический этаж площадью 780 м2.
При этом "Фрунзенская" удобна не только тем, что расположена ближе других станций к "Технологическому институту", рядом с которым находится нынешний центр, но и небольшим пассажиропотоком, утверждает Александр Супоницкий.
"Новый центр решили строить на базе метро, потому что под землей будет легче проложить все необходимые коммуникации. А "Фрунзенскую" выбрали, во-первых, потому, что она действительно рядом. А во-вторых, на ней небольшой пассажиропоток. Но стоит понимать, что там сейчас строится новый жилой комплекс, и нужно успеть воздвигнуть центр до того, как территория вокруг станции будет застроена", — пояснил он.
Супоницкий также подчеркнул, что 100 млн рублей, о которых говорит Игорь Албин, — немаленькая сумма.
"Наверное, вице-губернатор подразумевал не только проектировку будущего центра, но и проекты по прокладке коммуникаций, ремонта вестибюля, замены эскалаторов и так далее", — отметил архитектор.