Собственник сети магазинов "Мировой" Максим Бушко, планировавший открыть 60 торговых точек до конца 2015 года, временно отказался от своих планов из-за нехватки финансирования. Как и многие другие игроки, которые стартовали в кризис.
Сеть продовольственных магазинов "Мировой" приостановила программу развития на неопределенный срок, рассказал источник, знакомый с ситуацией. Компания вышла на рынок Петербурга еще в прошлом году.
Собственник сети Максим Бушко до конца 2015 года собирался открыть в городе 60 продуктовых магазинов в формате у дома. Планировалось, что магазины площадью от 50 до 200 м2 будут совмещать формат торговли товарами повседневного спроса (2,5 тыс. наименований) и общепита (кафе). Ценовой сегмент — средний. Однако, как стало известно "ДП", Максим Бушко временно отказался от планов из–за нехватки финансирования и отсутствия подходящих мест по привлекательной цене.
Команда не нужна
По данным "ДП", 3 недели назад в ООО "Мировой" были уволены 60% сотрудников офиса. Официальная причина — отказ от масштабного развития из–за сложной внешнеэкономической ситуации и отсутствия финансирования.
"Нам объяснили, что для обслуживания существующих семи магазинов такой большой команды не нужно", — рассказывает один из бывших сотрудников. По информации источника "ДП", сейчас компания рассматривает возможность закрытия двух магазинов, которые убыточны.
"Возможно, владелец предполагал, что сеть из семи магазинов будет генерировать огромную прибыль, которую он вложит в развитие, но этого не случилось", — говорит один из уволенных топ–менеджеров. Для сравнения: "Пятерочка" прошла точку безубыточности, когда открыли 40 магазинов, и только потом стала приносить прибыль собственникам. Тем не менее в компании "Мировой" сообщили, что развитие продолжается, правда, отказались уточнить, сколько еще магазинов будет открыто в этом году.
Завышенные ожидания
Сеть "Мировой" продолжает поиск помещений, но испытывает трудности с их подбором из–за завышенных ожиданий, говорят брокеры. "Безусловно, на рынке торговой недвижимости условия сейчас диктуют арендаторы, ставки снизились на 20–30%, до уровня 2014 года, но "Мировой" ищет помещения по еще более низкой ставке", — говорит Людмила Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate. По ее словам, собственники ликвидных помещений согласны снижать цены, но не готовы идти на откровенный демпинг.
Именно на большое число освободившихся помещений возлагали надежды в "Мировом" на старте проекта. Как тогда говорил Вячеслав Киселев, генеральный директор компании, в кризис освобождается большое количество торговых площадей, снижается конкуренция, и это благодатная почва для активного роста и развития сети.
Мешает быстрому развитию новых сетей и конкуренция со стороны федеральных ретейлеров, в том числе за помещения. "Сейчас работает формат, который не конкурирует напрямую с федеральными сетями, например магазины импульсного спроса — StopExpress, "Местный", с минимальными расходами и высокой наценкой, остальные не выдерживают", — говорит Александр Мышинский, гендиректор ГК "Реал". По его словам, все места сейчас забирает "Магнит", не обращая внимания на их цену.
Розничный рынок Петербурга не самый доброжелательный для новичков в ретейле. Каждый год увеличивается число неудачных проектов в рознице. В прошлом году с петербургского рынка ушла сеть "Мираторг". Холдинг "Мираторг" закрыл последние пять фирменных супермаркетов из 10 работавших в городе. Планы по запуску сети из 60 магазинов на Северо–Западе не удалось реализовать. Причинами эксперты называли неудачный выбор мест под магазины, а также неопределенность концепции.