Глава "Метростроя" Вадим Александров, демонстративно остановивший строительство Фрунзенского радиуса, заявил "ДП" о намерении закончить работы в срок. Для чиновников это стало сюрпризом, и сейчас они пытаются если не простить, то хотя бы понять этот ход.
Информация о том, что работы по строительству Фрунзенского радиуса метро остановлены, появилась в день открытия второго выхода со станции "Спортивная". Приказ, подписанный гендиректором "Метростроя" Вадимом Александровым ночью, появился на одном из форумов метростроителей.
"Работы на Фрунзенском радиусе не остановлены, а приостановлены. Эта пауза в работе на итоговых сроках не отразится. Строительно-монтажные работы остановлены, но прокладка тоннелей продолжается, и щит выйдет на поверхность 10 или 12 июня, — прокомментировал "Деловому Петербургу" скандальную ситуацию Вадим Александров, подтвердив финансовые проблемы. — Деньги, выделенные на этот год, кончаются, но я уверен, что мы их получим и все работы будут выполнены в срок".
Руководитель одной из подрядных организаций отметил, что приостановка работ связана с финансовыми проблемами. "Дирекция транспортного строительства и КРТИ подолгу оплачивают работы. Из-за этого идут задержки по заработной плате, и люди получают только часть денег", — заявил он. Однако другой высокопоставленный источник в ГУП "Метрополитен" считает, что приостановка работ на Фрунзенском радиусе — это политический ход "Метростроя". По его словам, там осталось совсем немного работ, и, останавливая работу, компания просто хочет выбить дополнительное финансирование из Смольного.
По словам знакомых с ситуацией экспертов, сейчас "Метрострою" необходимы дополнительные средства, чтобы отбиться от претензий Федеральной налоговой службы, которая требует вернуть в городской бюджет НДС и заплатить штраф на общую сумму в 470 млн рублей.
По словам представителей "Метростроя", взыскание НДС приведет к невозможности своевременного выполнения обязательств по строительству Фрунзенского радиуса и станций "Новокрестовская" и "Улица Савушкина", указывали представители компании в исковом заявлении, оспаривая требования налоговой. При этом компания на выполнение работ по ним привлекла кредиты на общую сумму 7,8 млрд рублей, и налоговые санкции неизбежно повлекут нарушение графика погашения кредитов. А это уже, дескать, скажется негативно и на деловой репутации "Метростроя".
Председатель комиссии по транспорту Законодательного собрания депутат Алексей Пали уверен, что, возможно, поведение "Метростроя" можно назвать шантажом, но лишь для того, чтобы компания могла вернуть свои деньги, которые КРТИ им не заплатил. "Если подрядчик не получает денег, он не может работать, так что эта ситуация, видимо, связана с тем, что "Метрострой" не пытается заработать, а хочет вернуть свое", — отметил политик.
Для смольнинских чиновников, отвечающих за развитие городского транспорта, новость о приостановке работ по прокладке метро в Купчино стала неожиданностью. Пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов заявил, что с данным вопросом нужно обращаться к профильному чиновнику. Вице-губернатор Игорь Албин, курирующий транспортный сектор, заявил, что ему ничего не известно о приостановке работ на Фрунзенском радиусе и он не видел официальных документов по этому поводу. Заместитель главы петербургского метрополитена Евгений Козин отказался официально комментировать приостановку работ.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры изначально не стал комментировать ситуацию, но после обеда все-таки решил высказать свою позицию. "Работы по строительству Фрунзенского радиуса ведутся в соответствии с графиком производства работ и в соответствии с государственным контрактом, заключенным с ОАО "Метрострой". В комитет не поступало официальных уведомлений о приостановке работ, поэтому объективных факторов, которые могут повлиять на сроки сдачи объекта в эксплуатацию в срок, — нет", — рассказали в комитете, добавив, что финансирование объекта ведется по мере приемки работ. "На данный момент, в соответствии с контрактом, перечислено 1,553 млрд рублей. В прошлом году перечислен переходящий аванс на сумму 2,092 млрд рублей. На данный момент из этой суммы не погашено 1,426 млрд рублей. "Приостановка работ" имеет скорее технический характер и относится к внутренней хозяйственной деятельности ОАО "Метрострой", — отметили чиновники.
Неожиданностью приказ о приостановке работ стал и для компании "Трансстрой", которая занимается строительством депо на станции "Южная". Однако представители компании отметили, что это не имеет к ним отношения. "Данная тема не имеет отношения к строительству депо "Южное". Работы ведутся согласно графику, ввод объекта — 2018 год", — заявили в пресс-службе компании.
На строительство Фрунзенского радиуса метро в этом году власти города собирались потратить из бюджета 4,67 млрд рублей, что на 200 млн рублей больше, чем в 2014 году. Строительство Фрунзенского радиуса метро планировалось завершить к 2018 году, когда должны быть одновременно открыты три станции метро — "Проспект Славы", "Дунайская" и "Южная" в Шушарах. Общая стоимость проекта составляет 32,8 млрд рублей.