Бюджет городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры в 2015 году составил 55,4 млрд рублей. При этом главными инфраструктурными стройками года стали метро и ЗСД. Текущий ремонт за 3,3 млрд рублей проводится в этом году на 109 улицах и участках трамвайных путей.
В2015 году бюджет городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры составляет 55,4 млрд рублей. В прошлом году он оценивался в 52 млрд рублей, в 2013–м — 38,3 млрд рублей. Но, несмотря на увеличивающееся финансирование, игроки рынка говорят о существенном сокращении рынка дорожного строительства и о кризисе в отрасли в целом.
Немного нового
Новое дорожное строительство в городе практически не ведется, не считая нескольких масштабных проектов, таких как путепровод на Пулковском шоссе и расширение Петербургского шоссе до "ЭкспоФорума". Последний проект компания "Возрождение" практически завершила — 27 мая было открыто движение на участке от тоннеля на Пулковском шоссе до поворота на "ЭкспоФорум" протяженностью 2,5 км. Стоимость работ оценивалась в 2,5 млрд рублей.
Строительство одного из крупнейших инфраструктурных проектов города — путепроводной развязки на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским пр. — началось в конце декабря 2013 года. Работы планируется закончить в сентябре 2016 года. Общая стоимость проекта составляет 11,6 млрд рублей, из которых более 50% на условиях софинансирования выделяется из федерального бюджета. Генеральным подрядчиком строительства выступает "Пилон". Развязка на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским пр. должна будет упростить путь из Пулково в центр Петербурга и по направлению к новому стадиону на Крестовском острове. Одним из самых сложных элементов развязки станет путепровод над Пулковским шоссе, по которому пойдет транспорт с Дунайского пр. Общая высота объекта составит около 100 м.
"Транспортное строительство — это отрасль, которая традиционно выполняет стратегический государственный заказ. Экономическая ситуация сегодня заставляет выживать подрядные компании, которые работают в этой сфере. Это основная сложность", — рассказал Сергей Чижов, советник генерального директора ОАО "Мостострой № 6".
В свою очередь, директор объединения "Дормост" Кирилл Иванов отметил, что на сегодняшний день политика строится таким образом, что происходит "вымывание бизнеса" из конкретного сегмента — строительства дорог. "Если несколько лет назад в городе работало более 10 крупных дорожных подрядчиков, то сейчас их количество сократилось примерно вдвое. Для сравнения: примерно 5 лет назад при бюджете КРТИ 40 млрд рублей заказы получали крупные подрядчики, нанимавшие достаточное число субподрядчиков. В итоге работа была у всех. Сейчас Петербург волнует только две стройки — ЗСД и метро, денег на строительство дорог практически нет", — пояснил эксперт.
На подготовку транспортной инфраструктуры Петербурга к чемпионату мира по футболу 2018 года из федерального бюджета будет выделено 19,8 млрд рублей.
"Весь вопрос в том, что объем финансирования и в хорошие годы был явно недостаточным. Проекты развития транспортной инфраструктуры, определяющие точки роста для субъектов экономики в мегаполисе, требуют больших единовременных затрат. В условиях экономии приоритет отдается проектам, которые лежат в основе будущих точек роста, например, таким, как реконструкция Обводного канала с развязками и сооружениями, обеспечивающими устойчивую связь центра с ЗСД. Не сделав сегодня этот шаг, невозможно будет реализовать и будущие проекты", — считает Сергей Чижов.
Отремонтировать старое
Текущий ремонт за 3,3 млрд рублей проводится в этом году на 109 улицах и участках трамвайных путей. Текущий ремонт предполагает замену верхнего слоя асфальта, капитальный — замену всех слоев асфальта. Среди районов самым дорогим стал Московский, где на текущий дорожный ремонт потратят почти 300 млн рублей. Всего на эти работы потратят 2,9 млрд из 3,3 млрд рублей. Оставшаяся сумма, 338 млн рублей, пойдет на ремонт трамвайных путей и пешеходных зон.
Отдельная инвестиционная программа посвящена ремонту искусственных дорожных сооружений, то есть мостов и путепроводов. Ее общая стоимость в 2015 году — 338 млн рублей. На капитальный ремонт в этом году выделили почти 2 млрд. В 2014 году на него потратили 3,1 млрд рублей. Еще 900 млн рублей составляет программа капремонта искусственных сооружений в восьми районах города.
"В связи с отставанием темпов строительства объектов транспортной инфраструктуры от темпов жилищного строительства и автомобилизации большинство элементов транспортного комплекса работают в режиме перегрузки. Поэтому самая главная цель, которая стоит перед КРТИ сегодня, — это синхронизация развития транспортной инфраструктуры с развитием самого города. Для реализации этой задачи мы применяем комплексный подход, так как совокупность разноплановых мер позволяет добиваться синергетического эффекта. Так, главные проекты сейчас — это транспортный обход центра Петербурга, введение платных парковок в центре города и, конечно, расширение существующих линий метрополитена", — рассказал председатель КРТИ Сергей Харлашкин.
Что касается КАД, то общее финансирование содержания и ремонта кольцевой выросло на 10% и составляет 2,7 млрд рублей. Из них 1,9 млрд рублей потратят на содержание дороги, 638 млн рублей — на ее ремонт, 120 млн рублей — на реконструкцию.
"Экономическая ситуация сегодня заставляет выживать подрядные компании, которые работают в этой сфере. Это основная сложность. Специфические особенности, связанные с технологической оснасткой, машинами и оборудованием, не позволяют быстро переключаться на другие сферы строительства. Для этого нужна большая организационная переподготовка и технологическое перевооружение производства", — пояснил Сергей Чижов.
Вперед, в область
Эксперты отмечают, что из–за довольно сложной ситуации с новым дорожным строительством в Петербурге многие крупные компании уходят в Ленобласть, где сегодня дорожное строительство развивается довольно интенсивно. В регионе у строительства дорог высокий потенциал, и местные власти уделяют этой отрасли отдельное внимание.
"Компании не понимают, что будет с заказом, сокращают персонал, небольшие компании вообще перестают существовать. Говорить о каких–либо улучшениях в отрасли пока сложно — город законсервирован, и, чего стоит ждать, совершенно не ясно. Подрядчики уходят в область, где есть заказы и работа", — отметил Кирилл Иванов.
Общий бюджет дорожного фонда Ленобласти в 2015 году составляет почти 10,2 млрд рублей. Из этих денег 2,4 млрд рублей — деньги федерального бюджета, выделенные региону в качестве субсидий. Большая часть фонда (9,97 млрд рублей) пойдет на строительство новых автодорог — 3,7 млрд рублей, а также содержание и капитальный ремонт — 5,5 млрд. Кроме того, на повышение безопасности дорожного движения планируют потратить 638 млн рублей, оставшиеся деньги пойдут на финансирование госучреждений и кадастровые работы.
"Нам нужно каждый год ремонтировать не менее 450 – 600 км дорог. За 2012 – 2014 годы в регионе отремонтировали 1,3 тыс. км на общую сумму 10 млрд рублей. Чтобы полностью компенсировать недоремонт, необходимо ежегодно тратить не менее 6 млрд рублей", — отметил председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Михаил Козьминых.