Как удержаться на плаву во время кризиса

Автор фото: Архив "ДП"

Владелец компании Realchinatea (торговец чаем) Григорий Потемкин объясняет, как удержаться на плаву во время кризиса.

О кризисе уже высказались буквально все — крупные и малые компании, производители и продавцы. Но говорят о нем так, будто кризис — это такая снежная лавина, которая накрыла все и вся, не оставив для бизнеса ни одного просвета. И вот мы сидим уже почти год в темноте и тишине. По своему опыту могу сказать, что стало, конечно, "темнее и холоднее", но развитие, изменения рынка и самой компании и под снегом не прекращаются. Жизнь продолжается.
Мы когда–то начинали в Петербурге и теперь занимаемся онлайн–продажей китайского чая, и за прошедшие — не самые простые — полгода изменилось очень многое. Мы стали еще внимательнее к покупателям и к собственным расходам. Продажи снизились ощутимо. Бороться с "течением" мы начали с того, что снизили цены, насколько это было возможно. И несколько месяцев работали практически с нулевой рентабельностью. Кроме того, мы увеличили рекламный бюджет практически вдвое сразу, как начались проблемы. И я думаю, это нас удержало на плаву.
Сейчас мы работаем над запуском собственного бренда — осенью 2015 года в российских чайных магазинах появится наш продукт. Он будет продаваться в высоком ценовом сегменте, который мало представлен на отечественном рынке, и это позволяет надеяться на успех. Оптовые продажи чая — не новое для нас занятие, им мы занимаемся уже несколько лет. Это тоже непросто: в нашей ценовой категории (а это почти потолок для китайского чая) крупные партии — явление редкое. Думаю, как бы успешно ни шли дела, мы никогда не достигнем контейнерных объемов поставок.
За последние несколько месяцев наши затраты на ведение бизнеса выросли ровно вдвое. Мы живем и работаем в Китае, мыслим в юанях. А деньги от клиентов получаем в рублях, потому что 95% наших покупателей живут в России. Рубль конвертируется в юань через доллар. А доллар, как известно, идет вверх — как и наши затраты. Если раньше Китай казался нам территорией низких цен, то сейчас все стало ровно наоборот.
Но, несмотря на все трудности, на рынке дорогого китайского чая есть компании с молодыми, талантливыми и увлеченными сотрудниками, которые тоже не прячут голову в песок, а реагируют на изменения рынка и спроса. Я отношусь к ним скорее как к партнерам, а не как к конкурентам: мы все вместе развиваем этот рынок и помогаем друг другу. Если бы наш магазин был единственным в Рунете (многие предприниматели ошибочно считают такой расклад мечтой), нам пришлось бы значительно дольше раскачивать этот сегмент. В итоге, чтобы быть успешным, нужно верить в свое дело и всегда, несмотря ни на что, продолжать действовать.