Минэкономразвития запустило единую онлайн-площадку для обсуждения законопроектов. Задача интернет-ресурса — привлечь бизнесменов к законотворческой деятельности. Бизнесмены считают, что, до тех пор пока их мнение носит рекомендательный характер, механизм останется ширмой.
Запущенный министерством интернет-портал предназначен для оценки так называемого регулирующего воздействия законопроектов (ОРВ). В рамках этой процедуры бизнесмены могут высказать свое мнение о документах на этапе их подготовки к принятию. Цель оценки — избежать появления вредных законов, которые увеличат нагрузку на бизнес. Такая оценка уже проводится на Едином портале раскрытия правовой информации и других ресурсах, предполагается, что сайт обобщит всю эту информацию.
По данным портала, за 5 лет существования практики общественного обсуждения законопроектов депутаты учли более 40 тыс. предложений по их улучшению. В противном случае неэффективные законы могли бы нанести бизнесу ущерб от 600 млрд до 3,1 трлн рублей. Однако, как признает директор департамента ОРВ Минэкономразвития Вадим Живулин, пока число документов, проходящих через процедуру общественной оценки, крайне мало.
По статистике портала, в 2015 году бизнес стал активнее в оценке законопроектов: в прошлом году в месяц предприниматели и активисты анализировали 86 инициатив, в этом году — более 90. Выросла и доля отрицательных заключений — с 33 до 40%. В мае 2015 года негативную оценку получили 39% актов. В рейтинге качества оценки за 2014 год победила Ульяновская область, а Петербург занял 38-е место.
Глава Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга Сергей Федоров рассказывает, что участвовал в обсуждении механизма ОРВ в Петербурге, когда эта схема только вводилась. "Уже тогда я сказал, что эта схема эффективно работать не будет", — говорит он. Сергей Федоров поясняет, что негативный результат оценки не побуждает чиновников ни к каким действиям, и все замечания бизнеса носят рекомендательный характер. Именно поэтому, считает он, в Петербурге в самые конфликтные законы и постановления изменения вносились не до, а после принятия — это явный показатель неэффективности предварительной оценки. К примеру, в постановлении №1045 о нестационарной торговле компромисс был найден только после вмешательства прокуратуры. "Чиновники в итоге так и не дали нам реальной возможности влиять на их эпистолярные упражнения", — заявил эксперт.
По данным Единого портала раскрытия информации, проекты, получившие негативную оценку бизнеса, принимаются не только в Петербурге. Например, многие предложения Росалкогольрегулирования (о повышении требований к уставному капиталу продавцов алкоголя, стоимости лицензий и др.), против которых выступали бизнесмены, все равно были приняты.