ФСБ подготовила законопроект, согласно которому доступ к Росреестру и другим госреестрам будут иметь только государственные службы. В спецслужбе говорят, что информация из этих баз используется преступниками. Оппозиционеры же уверяют, что ФСБ просто покрывает коррупцию.
ФСБ России предложила ограничить доступ к данным о владельцах недвижимости. Фактически это означает закрытие для широкой аудитории доступа к Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество (Росреестр). Соответствующая инициатива опубликована на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. В частности, планируется запретить доступ к информации из госреестров о владельцах недвижимого имущества без их согласия (сейчас доступ к сведениям может получить любой человек). Исключение сделают только для запрашивающих подобные сведения компетентных государственных органов и должностных лиц.
Запрет доступа к Росреестру ФСБ объясняет тем, что "все чаще целью запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Реестре, становится не объект недвижимости, а персональные данные его правообладателя". По мнению спецслужбы, эта информация позволяет "идентифицировать физическое лицо" и после использовать сведения в преступных или "компрометирующих целях". Также ФСБ говорит о том, что открытые данные о владельцах недвижимости ставят под угрозу людей, находящихся под государственной защитой.
В ФСБ рассказали, что принятие закона вызвано "необходимостью защиты обездоленных и несчастных граждан, информация о которых иногда попадает в руки нечистоплотных людей". При этом статистику таких случаев пока предоставить не смогли, отметив, что большей частью она закрытая, но заверили, что открытые данные по количеству преступлений с использованием Росреестра представят в пояснительной записке к законопроекту, когда он поступит в Госдуму для обсуждения. По словам авторов, с депутатами Думы и профильными комитетами парламента инициатива пока не обсуждалась, но его обговаривали со всеми силовыми министерствами и ведомствами правительства.
Отсутствие наглядной статистики о количестве преступлений с использованием данных, полученных из реестра недвижимости, наводит на мысль, что основной причиной предлагаемой инициативы стала не "защита обездоленных и несчастных граждан", а лишь желание скрыть информацию о недвижимости чиновников. Такого мнения придерживается руководитель петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального Дмитрий Сухарев.
"ФСБ пытается скрыть свои шубохранилища, ведь они есть не только у депутатов и министров, но и у сотрудников силовых ведомств, — прокомментировал идею силовиков оппозиционер. — Мы боремся с коррупцией, а они ее покрывают". Стоит отметить, что Алексей Навальный и его сторонники уже давно активно используют данные из государственных реестров для своих расследований относительно недвижимости и имущества чиновников. Многие из их публикаций становились главными темами для обсуждения в СМИ на федеральном уровне.
По словам Дмитрия Сухарева, если закон все-таки будет принят, то ФБК просто переключится на поиск зарубежного имущества российской элиты. Он отметил, что Евросоюз в этом году принял решение раскрыть все данные о владельцах недвижимости и дать доступ к ним всем желающим. "Мы и так активно ищем и находим заграничные активы, а теперь, после принятия этого закона, получать информацию станет еще проще", — отметил глава петербургского ФБК.
Стоит отметить, что на Кипре — одном из излюбленных мест для покупки вилл российских политиков, бизнесменов и чиновников — существует закон, согласно которому информацию о владельцах домов запрещено разглашать без их личного согласия. Однако, видимо, вскоре это правило перестанет действовать, так как островное государство входит в ЕС и ему придется подчиниться решению Брюсселя.
В России от принятия такого закона пострадают не только оппозиционеры и борцы с коррупцией. Росреестр активно используют СМИ для своих публикаций. Не исключение и "Деловой Петербург". Например, многие наши материалы и спецпроекты вроде "Кто владеет Невским проспектом" основаны на данных с этого портала.
Теперь же, если закон примут, то СМИ останутся без одного из самых обширных источников информации. Стоит отметить, что наряду с Росреестром ФСБ предлагает запретить свободный доступ и к Государственному кадастру недвижимости, Единому государственному реестру прав на воздушные суда и судовым реестрам. По мнению спецслужб, при обращении к содержащимся в них сведениях складывается "аналогичная ситуация" и опять информация может попасть не в те руки.