Почти все беды и кризисы современной России происходят во время снижения цен на нефть. Между тем она уже давно не была так дешева, как сейчас. "ДП" попытался разобраться, почему через 6 месяцев нефть подорожает почти на 50%.
Для начала немного новейшей истории: после резкого падения на китайских фондовых и сырьевых биржах в черный понедельник 23 августа резко снизилась и цена нефти на мировом рынке: почти до $42 за бочку марки Brent и ниже $38 за бочку легкой техасской нефти WTI. Это самая низкая цена за последние 6 лет. В последующие дни цена немного повысилась, но она все равно остается на уровне $47.
Аналитики самых авторитетных мировых изданий и информагентств в связи с этим, как правило, излагают одну и ту же стандартизированную точку зрения. Так, Financial Times предполагает, что цена может остаться такой низкой довольно долго из–за опасений дальнейшего падения экономики Китая — второго по счету в мире покупателя сырой нефти. На рынках Китая продолжается финансовая паника, да и общие данные мировой экономики говорят о падении потребительского спроса.
Аналитики Forbes тоже беспокоятся, что цена на нефть "долго будет низкой". Влияние китайского черного вторника на мировые рынки сырья "подтвердило готовность производителей к цене от $40 до $60, пока не наступит хоть какая–то определенность в стабильности мирового предложения". Производители приготовились к цене $60 за баррель в течение 3 лет, что может следовать из того, что инвестиции в новые месторождения сократились за год на рекордные $250 млрд. Так насколько же может упасть цена на короткий период?
Эксперты из New York Times полагают, что скоро мы увидим цену $30, как во время глобального экономического кризиса в 2008–м. Для некоторых производителей нефти это может стать трагедией, говорит Дэвид Голдвин, бывший специальный представитель по международным энергетическим вопросам в первой администрации Барака Обамы. По его мнению, цена $45 за баррель — "красный флажок стабильности в мире производителей нефти". Серьезные проблемы могут возникнуть в Нигерии, Анголе, Алжире, Венесуэле и Ираке.
Массовые уличные протесты уже начались в Эквадоре, где доходы от производства нефти упали на 50%. Это вынудило правительство еще глубже залезть в долги к Китаю, снизить социальные расходы и чувствительно повысить налоги.
К тому же из–за экономических проблем в Китае значительно упала цена на все виды сырьевых продуктов. Но ситуация с нефтью наиболее критична, она осложняется войной за рынки сбыта, которую с ноября прошлого года ведет Саудовская Аравия, крупнейший в мире производитель сырой нефти и главный игрок в Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК).
Козни дядюшки Сэма
Из–за переизбытка нефти на мировом рынке цена на нее начала падать уже больше года назад. Слишком много нефти стали добывать в Америке, где последние 6 лет с невероятной скоростью стали обустраиваться все новые и новые нефтяные скважины с применением современных технологий горизонтального бурения и гидроразрыва пласта в сланцевых породах.
В итоге с 2008 года почти 83% прироста добычи нефти в мире пришлось на США.
В конце ноября производители нефти с нетерпением ждали решений ежегодного форума стран ОПЕК. Наблюдатели полагали, что, как и многие годы прежде, ОПЕК решит снизить объемы добычи нефти, чтобы сохранить цену близко к $100 за баррель. Из такой приблизительно цены были сверстаны бюджеты большинства стран картеля. Но руководители Саудовской Аравии убедили коллег по картелю добычу не снижать, чтобы не потерять рынки сбыта. И, напротив, значительно ее увеличили сразу после саммита.
Вскоре после этого они честно признались публично в своих намерениях вывести из игры американских производителей сланцевой нефти. Ее себестоимость намного выше себестоимости добычи нефти традиционными способами. Так началась затяжная война Саудовской Аравии с производителями американской сланцевой нефти, которая продолжается до сих пор. На последнем саммите в июле представители ОПЕК решили не менять свою политику, хотя она сильно ударила по экономике многих стран картеля.
К примеру, пару недель назад представители Алжира написали руководству ОПЕК озабоченное письмо. Они сомневаются в правильности политики низких цен и напоминают, что бюджеты многих стран картеля уже очень сильно пострадали. Алжир призывает лидеров ОПЕК собрать внеочередной саммит картеля, чтобы обсудить возможные пути стабилизации цен. Не дождавшись вразумительного ответа, власти Алжира обратились с открытым письмом к руководству нефтедобывающих стран, не входящих в ОПЕК. Алжир предлагает им срочно задуматься о снижении добычи для сохранения стабильных цен. Сама ОПЕК сделать этого не может, полагают в Алжире.
В то же время, по информации CNN, Саудовская Аравия уже потратила $62 млрд из своих валютных резервов для покрытия дефицита государственного бюджета. По данным же международного аналитического биржевого агентства Oilprice, только в прошлом году поддержание низких цен на нефть обошлось саудитам в $200 млрд.
Многие эксперты считают, что саудиты просчитались. Страны ОПЕК производят сейчас 41% всей мировой нефти: 36,6 млн баррелей в день. Если бы они решили для поддержания высоких цен сократить производство всего на 5% и потеряли бы часть рынка, то все равно их прибыли были бы гораздо больше, поскольку цена нефти в этом случае была бы минимум в 2 раза выше, чем сейчас.
Теперь же перед Саудовской Аравией возникла другая проблема — потеря лица. Если саудиты в срочном порядке постараются снизить квоты на добычу нефти сейчас или хотя бы на очередном саммите в ноябре, их назовут проигравшими. Поэтому они будут доказывать, что, если еще немного потерпеть, производители сланцевой нефти в США будут отброшены настолько далеко назад, что вряд ли оправятся в ближайшие годы. А после этого выросшие цены на нефть быстро компенсируют для стран ОПЕК все издержки ценовой войны.
Между тем специалисты подчеркивают, что новые технологии хороши еще и тем, что позволяют восстановить добычу сланцевой нефти буквально за считанные дни. И, как только цена нефти повысится, американская сланцевая индустрия вновь заработает в полную силу. И все усилия саудитов пропадут даром.
Добыча нефти в США в последнее время действительно значительно упала. В свежем среднесрочном отчете администрации энергетической информации правительства США сообщается, что в июле добыча снизилась на 100 тыс. баррелей в день. Ожидается, что добыча будет снижаться и далее, поскольку резко уменьшились бюджеты сланцевых компаний. Инвестиции в проекты по добыче сланцевой нефти в Америке прекратились еще при ценах на рубеже $60.
За счет Вьетнама и Лаоса
В последнее время многие вспоминают афоризм бывшего министра нефти Саудовской Аравии шейха Ахмеда Заки Ямани: "Каменный век закончился не потому, что кончились камни. Нефтяная эра закончится не потому, что закончится нефть".
В Америке и Европе теперь часто можно встретить мнение, будто бы спрос на нефть уменьшается из–за массированного применения энергосберегающих технологий, развития ветровой и солнечной энергетики и растущей популярности электромобилей.
"Наш западно ориентированный взгляд на мир может создать впечатление, что спрос на нефть уменьшается, но правда — в противоположном", — пишет аналитик Oilprice Роберт Рэпиер в статье "Почему не будет нефти по $20 за баррель".
Последние 10 лет мировое потребление нефти каждый год возрастало в среднем на 900 тыс. баррелей в день. Сейчас рост потребления действительно сократился в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 34 высокоразвитые страны. Но спрос на нефть в развивающихся странах превысил снижение спроса в странах развитых.
Только за последние 5 лет потребление нефти в развивающихся странах росло ежегодно на 1,6 млн баррелей в день и достигло уровня потребления стран ОЭСР. Спрос на нефть в развивающихся странах возрастал даже при цене нефти выше $100. Поэтому подавляющее большинство нефтегазовых аналитиков сходятся во мнении, что спрос на нефть будет расти и дальше.
Международное энергетическое агентство на днях опубликовало прогноз о росте потребления в 2016 году на 1,4 млн баррелей в день. Львиная доля прироста придется на развивающиеся страны Азии. Чтобы удовлетворить этот спрос, цены на нефть в размере $40 будет явно недостаточно, так как добывать нефть при такой цене мало где выгодно.
Удовлетворить растущий спрос на нефть в мире в перспективе 2 – 3 лет не сможет даже Иран, который готовится после отмены санкций выбрасывать на рынок полмиллиона баррелей сырой нефти в день. Однако большинство мировых аналитиков считают, что это продлится не больше года. У Ирана огромные запасы нефти, но ее производство отлажено плохо. Из последних 20 лет только 1 год Ирану удалось довести уровень добычи до 423 тыс. баррелей в день. Так что вряд ли стоит опасаться, что отмена эмбарго на иранскую нефть надолго увеличит избыток предложения в мире.
Между тем во время китайского черного понедельника министры экономики Ассоциации стран Юго–Восточной Азии (АСЕАН) на саммите в Куала–Лумпуре спокойно и неторопливо говорили о том, что их страны скоро будут лидерами экономического роста, потому что им удалось "создать эффективные производства и умные модели бизнеса".
На фоне падения биржевых индексов Китая довольно спокойно чувствовали себя биржи соседнего Вьетнама, члена АСЕАН. Экономика Вьетнама стабильно растет уже 3 года — во многом за счет конкуренции с Китаем, где постоянно повышается заработная плата и стареет население. Во Вьетнаме рабочая сила почти в 3 раза дешевле, чем в Китае. Некоторые западные экономисты даже предсказывают Вьетнаму судьбу нового "азиатского тигра". В самом Китае уже продаются товары легкой промышленности, изготовленные во Вьетнаме. Появились там и товары, произведенные в Лаосе.
"Нет причины думать, что мы долго будем видеть цены ниже $55 за баррель", — заявил во вторник министр нефти Норвегии Торд Льен. Всемирный банк прогнозирует среднюю цену нефти в 2016 году в районе $56 за баррель. Аналитики Oilprice успокаивают: цены вернутся к $60 в течение полугода. То есть вырастут почти на 50%.
Другой вопрос — насколько это поможет российской экономике.