Малый бизнес решился конкурировать с "Метростроем" в конкурсе на 30,2 млрд рублей

Автор фото: Ковалев Петр
Строительство второго выхода из метро "Спортивная".

На контракт на строительство метро "Новокрестовская" и "Беговая" за 30,2 млрд рублей претендует "Метрострой", который уже работает на объекте, и небольшая компания "Спецстрой", скандально известная жалобами на конкурсы с предсказуемым результатом.

Сегодня в комитете по госзаказу вскрыли конверты с заявками подрядчиков, которые хотят получить контракт на 30,2 млрд рублей на строительство двух станций зеленой ветки метро "Новокрестовкая" и "Беговая" (рабочее название станции "Улица Савушкина"). Конкурс проводит комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).
Ожидаемо заявка подана от "Метростроя", который, по данным dp.ru, уже работает на этом объекте (предлагает выполнить работы за 30 млрд 86 млн 482 тыс. рублей). К тому же "Метрострой" традиционно приступает к строительству метро до проведения конкурсов. Эксперты не раз отмечали, что выполнить такой объем работ за два года проблематично. Чтобы ветка, как планируется, заработала к чемпионату мира по футболу в 2018 году, прокладывать подземку надо было начинать еще в 2013 году. Подрядчика планировали выбрать прошлой весной, но конкурс не состоялся. Именно срочностью и объясняется выход "Метростроя" на объект. Впрочем, это тоже нельзя назвать новым подходом. Все крупные заказы на строительство метро в Петербурге оказываются приуроченными то ко Дню города, то к международным спортивным соревнованиям, то к визитам главный лиц страны. В результате оказывается, что работать нужно срочно, а с оперативным проведением конкурсов всегда возникают какие-то проблемы.
Конкуренцию компании составит "Спецстрой" (предложил выполнить работы на 58 млн рублей дешевле — за 30 млрд 28 млн 637 тыс. рублей), скандально известная компания из холдинга Артура Данчарова "Фортум". "Спецстрой" выполняет небольшие строительные подряды и часто жалуется на крупные конкурсы, и гораздо реже участвует в них. Очевидно, что шансы компании получить такой крупный подряд равны нулю, но наличие заявки даст ей дополнительные основания для последующих жалоб.
Кроме того, по условия контракта, победитель  должен будет потратить 15% от стоимости контракта (около 4,5 млрд рублей, если цена не будет сильно снижена) на субподрядчиков из числа малого бизнеса. Предпочтение будет отдаваться петербургским компаниям в рамках тренда на импортозамещение и поддержку местных фирм, заданного Смольным. Несложно догадаться, что именно на такие подряды будет претендовать "Спецстрой".
Также ранее на подобные подряды претендовала компания "СТС", в число владельцев которой вошел Альберт Цибаев, партнер Бориса Ротенберга. Но на этот раз заявка от нее не была подана. Между тем, по данным dp.ru, ранее "СТС" обращалось за юридической консультацией именно к структурам "Фортума" Артура Данчарова, но в результате подавал документы на конкурсы самостоятельно. Альберт Цибаев не ответил на звонки dp.ru. Артур Данчаров рассказал, что действует сейчас исключительно в собственных интересах.
Также контракт могли претендовать ОАО "УСК МОСТ", ЗАО "И.И.С." и ЗАО "ПРиСС". В любом случае, в условиях конкурса говорится, что претенденты должны иметь опыт работ по строительству технически сложных объектов. Их описание в целом указывает на строительство именно подземки. Опыта только опыт тоннельного строительства может оказаться недостаточно. Идеально подходящий под описание опыт есть только у "Метростроя", петербургского монополиста метростроения.
Победитель данного конкурса на 30,2 млрд рублей будет определен 22 сентября. В 2015 году подрядчик получит 3,4 млрд рублей, в 2016 году - 14,3 млрд рублей, в 2017 году - 12 млрд рублей, а в 2018 году - 500 тыс. рублей. По конкурсной документации, подрядчик должен завершить строительство станций 31 января 2018 года, а остальные работы закончить до 28 февраля 2018 года. Такие сжатые сроки установлены в связи с тем, что "Новокрестовская" нужна для чемпионата мира по футболу, матчи которого пройдут в Петербурге на стадионе "Зенит-арена" в июне-июля 2018 года. "Новокрестовскую" построят на намывных территориях рядом с новым стадионом, а "Беговую" - на пересечении улиц Савушкина и Туристской.
Площадь намывных территорий, где строится станция, составит 16 Га. Помимо "Новокрестовской" на них разместят малый портовый терминал, парковые зоны, парковки стадиона. А со стороны Финского залива от намыва по воде пройдет эстакада Западного скоростного диаметра (ЗСД). В конце 2014 года конкурс на строительство намыва выиграла "Интэкс", входящая в группу компаний "Сумма" московского миллиардера Зиявудина Магомедова.
Изначально стоимость строительства метро от "Приморской" до "Беговой" оценивали почти в 40 млрд рублей. Затем в КРТИ заявили, что конечная смета будет ниже на 4,5-5 млрд рублей. В августе стало известно о контракте между Смольным и Федеральным агентством железнодорожного транспорта, в котором были прописаны затраты на строительство станций - 32,7 млрд рублей, из которых доля Петербурга 18,7 млрд рублей, а агентства - 14 млрд рублей. В объявленном же конкурсе максимальная цена составляет 30,2 млрд рублей.