ОСК готовит чистку рядов топ–менеджеров петербургских верфей

ОСК готовит чистку рядов топ–менеджеров петербургских верфей в надежде ускорить исполнение госзаказов. Первым может освободить кресло генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов. Ему в преемники прочат главу выборгской судоверфи.

Затянувшееся строительство ледоколов и боевых кораблей (фрегатов и корветов) разрушает амбициозные планы Москвы по освоению Арктики и созданию арктической военно–морской группировки. В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) назрела необходимость пересмотреть руководящий состав петербургских судостроительных заводов, чтобы исправить ситуацию.
Как стало известно "ДП", скорее всего, после Нового года пост генерального директора ООО "Балтийский завод — судостроение" (БЗС) покинет Алексей Кадилов. О грядущей отставке "ДП" сообщили несколько источников в отрасли. В ОСК однозначно не опровергли возможные кадровые перестановки и не стали комментировать результаты деятельности нынешнего руководства БЗС.

Внешние обстоятельства

БЗС — "дочка" ОСК — пока контролирует все финансовые потоки банкротящегося ОАО "Балтийский завод" и на арендованных у него мощностях строит ледоколы. Тем не менее после 2017 года Россия рискует остаться без ледоколов, способных обеспечить проводку судов по Северному морскому пути. Сейчас СМП обслуживают четыре атомохода ("Таймыр", "Вайгач", "Ямал" и "50 лет Победы"), заложенные и построенные в конце прошлого века, но заменить их пока нечем — Балтзавод катастрофически отстает от первоначально утвержденного графика. Например, головной атомный ледокол будет спущен на воду не в ноябре, а только летом 2016 года. Ледокол "Виктор Черномырдин" должны были передать заказчику в начале октября этого года, а по факту еще даже не завершено формирование корпуса.
Алексей Кадилов ранее объяснял "ДП", что задержки вызваны внешними обстоятельствами, в частности просчетами в проектах.

Утрата контроля

Кроме срыва сроков госкорпорация боится утратить контроль над процессом банкротства Балтийского завода.
"Этим обстоятельством в ОСК очень обеспокоены", — говорит собеседник "ДП".
В ноябре 2013 года, когда Алексей Кадилов возглавил БЗС, компания доминировала в реестре кредиторов, ее доля составляла 51%. "За 1,5 года они проиграли все суды, впустили всех кредиторов — Stena RoRo, Росэнергоатом. В результате ОСК утратила контроль над ходом банкротства. И главенствующую роль в реестре кредиторов начинает играть Росэнергоатом", — говорит источник в отрасли.
"Перемены зреют давно. Но очень сложно найти сегодня толкового руководителя судозавода. Это результат политики ОСК, которая в свое время небрежно относилась к кадрам", — говорит один из судостроителей.

Преемник

Главным претендентом на пост главы Балтзавода называют нынешнего директора Выборгского судостроительного завода (ВСЗ) Александра Соловьева. Сам Александр Соловьев не стал комментировать свое возможное назначение.
В 2011 году ВСЗ, как и Балтзавод, находился на грани банкротства, когда судьбой верфей заинтересовалось правительство РФ и лично Владимир Путин. В декабре 2011 года (тогда еще в роли премьер–министра) он провел на Балтзаводе рабочее совещание, результатом которого стало подписание контракта с ОСК на строительство дизель–электрических ледоколов 18МВт (4,1 млрд рублей) и 25 МВт (7,9 млрд рублей).
Позже, в 2012 году, когда госкорпорация установила контроль над ВСЗ, она передала выборгской верфи заказ на маленький ледокол. В конце сентября ВСЗ продемонстрировал готовый головной ледокол (проходит испытания и в октябре будет передан "Росморпорту"). Более того, Александр Соловьев рефинансировал задолженность и почти вдвое сократил долговую нагрузку завода.

След Дутова

Алексей Кадилов , по мнению многих участников рынка, креатура Андрея Дутова, который до недавнего времени занимал пост заместителя министра промышленности, отвечавшего за судостроение, а до этого возглавлял совет директоров ОСК (теперь командует в НИЦ "Институт им. Жуковского"). По мере того как влияние Дутова в ОСК ослабевало, его ставленники стали лишаться мест. Балтзавод не единственная болевая точка ОСК. Неважно обстоят дела с исполнением гособоронзаказа на входящем в госкорпорацию Пролетарском заводе — производит судовое и энергетическое оборудование. До августа этого года заводом руководил Юрий Скориков — бывший заместитель гендиректора ФГУП "Крыловский государственный научный центр", когда его возглавлял Андрей Дутов.
Теперь Пролетарским заводом руководит известный в городе судостроитель, выходец с Балтзавода Юрий Габдрафиков. До назначения на Пролетарский завод 2 года работал директором по производству и развитию в петербургском ЗАО "БАРС" (производит изделия машиностроения для ВМФ). Он седьмой новый директор на Пролетарском за последние 3 года. И, возможно, останется там надолго.
В официальном сообщении ОСК по поводу назначения Габдрафикова приводятся слова главы ОСК Алексея Рахманова — он называет возвращение опытных судостроителей в корпорацию значимым событием и надеется, что с их помощью удастся успешно решить антикризисные задачи, в том числе связанные с дисциплиной по исполнению гособоронзаказа.

На очереди

Северную верфь санкции пока спасают от серьезных вопросов к руководству, заметил один из собеседников "ДП". Но, после того как из–за трений с руководством ОСК завод покинул Андрей Фомичев, Северная верфь стала исполнять гособоронзаказ с большим трудом. Оправданием этому нынешнее руководство верфи называет трудности с получением необходимого импортного оборудования и отсутствие его отечественных аналогов.
Министерство обороны пока принимает подобные объяснения. Хотя проблемы зачастую не в импортных, а в отечественных поставках. Который год подряд флот не может получить головной фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков". Северная верфь хочет сдать корабль в конце года, хотя он очень далек от боевой готовности. "Там серьезные проблемы с энергетической установкой. Она абсолютно ненадежна", — говорит источник, знакомый с ситуацией. На что на Северной верфи лаконично отвечают: "Поставщик, Уральский дизель–моторный завод, работает над повышением надежности своих изделий.
Кадровые перестановки последнего времени — это не проблема, а беда нашего судостроения. На Пролетарском заводе с самого начала было понятно, что вскоре назначенного директора будут снимать. Нельзя сказать, что нет хороших кадров. Консолидируя верфи, ОСК поснимала опытных руководителей, которые могли передать свой опыт молодым. В ОСК кризис жанра в управлении персоналом. Валерий Левченко, бывший глава Выборгского судозавода, до выхода на пенсию поставил молодых людей на ключевые позиции и несколько лет их готовил. Получился прекрасный результат.
Валерий Половинкин
Советник Генерального Директора Фгуп "Крыловский Государственный Научный Центр"
Проблема наших судостроительных заводов не в отсутствии грамотных управленцев, а в условиях. Поясню. Высшее руководство госкорпорации меняется достаточно часто, а вместе с ним и стратегия развития. Приходит новое руководство — начинают меняться директора заводов. Нет долгосрочного стратегического управления. Хотели сначала развивать арктический кластер на базе петербургских предприятий, потом передумали и решили его создавать на Дальнем Востоке. ОСК поглотила Северную верфь и Балтзавод, убрали Андрея Фомичева, а он один из лучших судостроителей Петербурга.
Павел Плавник
Председатель Совета Директоров Пао "Звезда"