10:1130 ноября 201510:11
1118просмотров
10:1130 ноября 2015
Книготорговая сеть "Буквоед" решила в кризис открывать по 20 магазинов ежегодно, чтобы стимулировать спрос на книги. Реализовать планы помогает большой выбор подходящих дешевых помещений.
По итогам этого года сеть "Буквоед" увеличится на 16–18 магазинов. Высокие темы расширения сети сохранятся и в следующем году — компания планирует открыть до 20 магазинов. Инвестиции в запуск новых точек составляют около 100 млн рублей ежегодно, рассказал Денис Котов, генеральный директор сети. Сейчас сеть "Буквоед" насчитывает 86 объектов в России.
Определились со стратегией
Компания развивается в непростое время: объемы книготорговли уже не первый год сокращаются, снижение продаж составляет 3–5%, по данным участников рынка.
"Нам нужно, чтобы рынок рос, и мы видим, как с открытием новых магазинов количество читателей в городе увеличивается", — объясняет Денис Котов выбор стратегии расширения. Также на планы компании повлияли изменения на рынке торговой недвижимости. "Безусловно, появляются качественные места, но главное — сами владельцы комплексов стали понимать роль книжного магазина как важного центра притяжения покупателей", — отмечает Денис Котов.
Книжный магазин нельзя назвать якорным арендатором, привлекающим значительную долю покупательского потока, — книги все–таки не относятся к спонтанным покупкам, считают брокеры. Но если торговый центр нацелен на семейное посещение, то, несомненно, книжный магазин будет прекрасным дополнением к общей концепции и будет генерировать покупательский поток, отмечают в Colliers.
Продажи книг составляют немногим больше 50% от общего объема продаж компании "Буквоед". В этом году, по ожиданиям сети, ее оборот превысит 4 млрд рублей, прирост составит около 30%. ООО "Буквоед", по данным СПАРК, на 100% принадлежит Павлу Гришкову, с 2008 года входит в состав компании "Читай–город".
Книги уместны
На рынке торговой недвижимости действительно сейчас идет активная ротация арендаторов комплексов, говорят брокеры, поэтому книготорговым сетям стало проще найти места под магазины.
В нынешних реалиях рынка арендатор и собственник ищут и находят компромиссы. Так, например, практически все собственники перешли на рублевые договоры аренды, растет число договоров, где ставка аренды привязана к товарообороту, что делает сотрудничество обеих сторон взаимовыгодным, отмечают в Colliers International в Петербурге.
Про изменения на рынке торговой недвижимости говорят и в московской сети книжных магазинов "Республика", которая недавно вышла на рынок Петербурга.
По словам представителей компании, планы по выходу в Петербург вынашивались долго, а в этом году желание наконец совпало с возможностями. Повлияло в том числе то, что рынок коммерческой недвижимости сейчас переживает не самые простые времена.
Первая "Республика" в Петербурге открылась на месте магазина Enter на Большом пр. П.С. Как подчеркнули в "Республике" и первые результаты работы превзошли все ожидания московской компании. В случае соответствия показателей первого магазина запланированным компания готова открыть от одного до трех магазинов уже в 2016 году.
В целом планы книготорговца по запуску 20 магазинов участники рынка считают реалистичными. "У "Буквоеда" хорошая база и есть силы на развитие, поэтому сеть активно занимает подходящие места как в торговых центрах, так и в стрит–ретейле", — делится наблюдениями директор одного из городских книжных магазинов.
“
Сейчас в сфере книготорговли сложная ситуация. Во–первых, происходит перераспределение рынка между игроками, сокращение доли более слабых сетей. Во–вторых, из–за курсовых колебаний очень сильно выросли цены на канцелярию и книги. "Буквоед" действительно развивается, с его стороны усиливается конкуренция. Несмотря на сложности, мы продолжаем развитие. В этом году наша компания практически удвоила общую площадь магазинов за счет их расширения, а также запуска новых. Сейчас сеть "Бука" насчитывает 15 точек. Сейчас ситуация на рынке такова, что с одной стороны, помещения и правда появляются, с другой стороны, открывать магазины сейчас — большой риск. Но мы в следующем году планируем открыть 5 магазинов и провести ребрендинг.
Михаил Баклаженко
генеральный директор ООО "Библион" (сеть книжных магазинов "Бука")