Несмотря на оптимизм российских властей в отношении импортозамещения, говорить о его триумфе рано. Часто место "нехороших" стран занимают пока что еще "хорошие", и, хотя список первых все время растет, стран в мире на какое–то время еще хватит. Впрочем, есть все–таки одна сфера экономики, где отечественное может отправить в нокаут конкурентов, — туризм.
Только за прошлый год российские туристы вывезли из страны $50 млрд. Не случайно, что на туризм сегодня не просто обращают пристальное внимание в самых высоких кабинетах — туризм стал политикой.
Методы вмешательства государства в эту сферу экономики не назовешь мягкими, но одни запреты со ссылками на национальную безопасность вряд ли могли бы переломить тренд.
Поведение потребителей туристических услуг также меняется: они становятся разборчивыми, самостоятельными, менее падкими на рекламную заманиловку. К тому же в поле зрения редеющего отечественного среднего класса в последние пару лет появилась новая страна: Россия.
Борьба за туриста
Так или иначе жители России ездят за рубеж все реже. По данным Росстата, если падение общего числа поездок в 2014 году по отношению к 2013–му составило около 14%, то в этом году их стало меньше уже на 20%. При этом число поездок с целью туризма в этом году рухнуло еще до падения "Су–24" — более чем на 30% по итогам первых 9 месяцев года. Цифры по итогам всего 2015 года, возможно, выйдут на уровень 40–50%. Конечно, от зарубежного туризма российский потребитель так просто не откажется. Большая часть туристов по–прежнему ездят в составе организованных групп, и вместо Турции и Египта турфирмы перенаправляют поток на другие направления.
По данным Ассоциации туроператоров России, на протяжении последних недель спрос на туры в Объединенные Арабские Эмираты вырос на 20%, в Таиланд — на 10–15%, в Индию и Вьетнам — на 5%, в Израиль — на 3%. Кроме того, все больше туристов отправляются в путь самостоятельно, покупая билеты и оформляя бронь в Интернете.
Согласно цифрам той же организации, после введения эмбарго на турпоездки в Турцию на 20% выросло число российских граждан, бронирующих комнаты на курортах Антальи. С другой стороны, растет число российских туристов, которые выбирают для отдыха собственную страну. Их число на некоторых направлениях выросло на 30%. Не стоит забывать и о том, что иностранцы также стали больше интересоваться Россией: число интуристов увеличилось за первую половину 2015 года на 16%.
Для российских регионов рост внутреннего туризма — манна небесная. Это сфера, которая генерирует приток "быстрых денег", позволяет зарабатывать местным предпринимателям и обеспечивает налоговые поступления, так нужные сегодня бюджету.
Туризм активно развивают Алтайский край, Татарстан, Северо–Западный регион, Приволжье и, конечно, Крым. Успехи этих регионов уже ощутимы, и большая часть увеличившегося потока направляется именно туда. Но есть и более необычные примеры: очень успешно идут дела в этой сфере у Мурманской области, к опыту которой присматриваются и другие арктические регионы, например Ненецкий автономный округ, который также входит в состав Северо–Западного федерального округа.
Проблемы, прежде всего с инфраструктурой и доступностью этих регионов, настолько велики, что частная инициатива сама по себе не способна воспользоваться явно положительной конъюнктурой.
А я еду за эмоциями
Пример Ненецкого автономного округа говорит о том, что без активной помощи властей, причем как на федеральном, так и на региональном уровне, обойтись не получается.
В теории НАО есть что предложить российскому и зарубежному туристу: северное сияние, красивейшие пейзажи и памятники природы, возможность увидеть редких животных и птиц, посмотреть на жизнь оленеводов, обычаи и культуру коренных жителей округа, не говоря уже об охоте и рыбалке.
"Мы можем создать туристический продукт, который во многом заменил бы Финляндию для отечественных путешественников, — уверен директор Туристического культурного центра Матвей Чупров. — У нас идеальные условия для охотников и рыбаков, мы можем предложить и экологические чистые продукты оленеводства. Чего не хватает округу, чтобы заместить финский туристический продукт на отечественном рынке, так это инвестиций и развитой транспортной системы".
"Любой турист отправляется прежде всего за эмоциями, а здесь они есть, — уверена Екатерина Монахова, генеральный директор сети турагентств Well. — Но отечественный турист сегодня избалован, он много видел. Он с радостью отдохнет в России, но наша задача — дать ему тот уровень сервиса, к которому он привык за границей. Если в Арктике создать для него такой уровень сервиса, турист туда поедет".
"Рад тому, что вследствие изменений в политике и экономике многие соотечественники обратили свое внимание на программы отдыха в нашей стране, — говорит путешественник и основатель компании RussiaDiscovery Вадим Мамонтов. — Впечатления, которые могут подарить путешествия по России, ничуть не слабее эмоций, привезенных из зарубежных поездок. Многих соотечественников ждут настоящие открытия в нашей стране, в ее культуре и природе. В целом оцениваю потенциал импортозамещения в туризме как очень высокий".
На сегмент активного туризма, в котором работает Мамонтов, приходится около 1,5–2% от общего турпотока. Здесь также наблюдался рост показателей. В предновогодние месяцы прошлого года это был рост до 200%, в некоторые летние месяцы — 20–30%. Мамонтов возлагает большие надежды и на первый праздничный сезон 2016 года.
"Безусловно, не все из тех, кто отказался от зарубежных туров, выбирают активный отдых в нашей стране, — говорит Мамонтов. — Многие предпочитают экскурсионный формат или санаторно–курортный отдых".
Впрочем, в Ненецком округе для включения в туристические маршруты таких мест, как первый русский город в Арктике Пустозерск или термальный источник Пым–Ва–Шор, понадобится еще много усилий. Здесь пока не построено нужной инфраструктуры, есть проблемы и с транспортной доступностью.
По словам Мамонтова, сдерживающим фактором развития туризма в северных регионах России является высокая стоимость авиабилетов. Есть примеры запредельных цен, которые превосходят стоимость самих турпрограмм. Например, цена на авиабилет экономического класса из Москвы на Камчатку в этом году достигала 120 тыс. рублей. Если посчитать бюджет такой поездки для семьи из трех человек, то она получится куда дороже любых туров за рубеж.
"Необходимы чартерные туристические рейсы, когда турпрограммы можно приобретать в пакете с билетами", — считает Мамонтов.
Успех не будет быстрым
Лариса Федорова, генеральный директор турфирмы "Виадук–Тур", также оценивает перспективы импортозамещения туризма в целом как радужные, хотя успех, считает она, будет не быстрым, нужно еще приложить большие усилия.
Проблема в том, что в отечественной индустрии туризма крайне мало готовых, отточенных и проверенных годами турпродуктов.
"В российской Арктике есть очень богатый и разнообразный материал для подготовки хорошего турпродукта, но, чтобы из него сделать хорошие туры, интересные по насыщению и приемлемые по стоимости, необходимо провести огромную работу", — говорит Федорова.
Эта же задача стоит перед туристической индустрией страны в целом. Предстоит создать новые бренды, организовать и обустроить туристскую инфраструктуру, подготовить профессиональные кадры и, конечно, вложить большие усилия в продвижение этих брендов.
По мнению Вадима Мамонтова, основным каналом популяризации брендов должен стать Интернет: "Нужно приглашать фотоблогеров, которые могут рассказать о самых красивых местах, и продвигать узнаваемость новых российских туристических брендов через социальные сети".
Необходимо формировать и раскручивать такие бренды, формировать спрос на них, считает Лариса Федорова. Параллельно необходимо решать главные проблемы, тормозящие развитие, а именно: как доставить туристов в интересующие их места и как обеспечить их удобствами, к которым многие из них привыкли в зарубежных турах. Здесь важны качество и количество номеров в гостиничном фонде, туристические базы хорошего уровня.
Эксперты отрасли считают, что сегодня даже те компании, которые занимались исключительно выездным туризмом, в существенной степени переориентируются на туризм внутренний: для них это вопрос выживания. В связи с этим компании открывают новые направления и ищут по всей России новые интересные предложения.
Одна из таких компаний — "Мостурфлот" специализируется в области круизного туризма. "Многие наши туристы при покупке круиза отметили, что если раньше они позволяли себе несколько поездок за год, включая зарубежную, то в этом году от зарубежной поездки отказались", — рассказывает Светлана Гончарова, заместитель генерального директора компании.
Круизный туризм в этом году испытывает большие проблемы. "В 2015 году спрос на круизный туризм на внутреннем рынке вырос примерно на 15%, при этом въездной поток упал примерно на 30%. К нам стало ездить на 60% меньше американцев, на 30% меньше австралийцев, почти исчезли туристы из Великобритании и Дании. Падение въездного турпотока не было перекрыто подъемом внутреннего. Глубина продаж заметно снизилась, и спрос удалось поддержать лишь за счет скидок".
Падение спроса со стороны иностранцев сегодня удается компенсировать за счет отечественных туристов. "Следующий год продается на 13% лучше текущего, но преимущественно за счет постоянных клиентов, — рассказывает Гончарова. — Как преимущество отдыха в России они отмечают красоту окружающей природы и ее многообразие, огромное количество памятников истории и культуры нашей страны".
Компенсациина отдых в России
Мы все встречали рекламу иностранных курортов и направлений, но россияне, оказывается, очень мало знают о возможностях отдыха у себя в стране. Так, "Мостурфлот" проводил опрос среди москвичей, что они знают о речных круизах. Результат оказался неожиданным: 64% москвичей сказали, что ничего о них не знают. Впрочем, 93% опрошенных сказали, что им интересно было бы об этом узнать, и это внушает оптимизм.
Светлана Гончарова считает, что импортозамещению в туризме может помочь и предложение Министерства культуры о частичной компенсации расходов на покупку путевок для отдыха на территории РФ. В случае принятия закона, предлагаемого Минкультом, за отдых в России будет возмещаться до 50 тыс. рублей.
По мнению Светланы Гончаровой, для импортозамещения нужно, во–первых, приводить объекты размещения и обслуживание к современным требованиям, а во–вторых, доносить до потребителя информацию о многообразии туристических направлений, их уникальности и доступности.
Стоит заметить, что именно туризм в прошлом году был самой быстрорастущей отраслью российской экономики. Доказано, что инвестиции в туризм создают больше рабочих мест, чем вложения в другие сферы. Это дает толчок малому и среднему бизнесу, что приносит дополнительные доходы прежде всего местным бюджетам, а значит, больше денег появляется для решения насущных социальных проблем.
Российская Арктика потенциально способна заменить туристам Финляндию, но для этого и государству, и бизнесу нужно приложить очень много усилий.
“
Импортозамещение происходит традиционным образом. Из–за санкций, кризиса русские туристы перестали ездить за рубеж и все больше и больше отдыхают в Петербурге. В прошлом году количество российских туристов, посетивших Петербург, выросло на 15–20%. Доходность на номер гостиниц Петербурга в I квартале выросла на 16%, до 1,5 тыс. рублей, по сравнению с тем же периодом прошлого года. Переориентировались военные, представители силовых структур. Есть примеры, когда руководством крупнейших отечественных госкомпаний даны указания, чтобы сотрудники за счет корпораций отдыхали главным образом на территории России.
Юлия Коплан–Дикс
представитель Центра импортозамещения и локализации Санкт–Петербурга