"ДП" составил традиционный рейтинг крупнейших заработков юристов, засветившихся в 2015 году в делах о банкротстве, рассмотренных Арбитражным судом Петербурга и Ленобласти. Рынок сопровождения банкротств оценивается примерно в 800 млн рублей.
Эти деньги участники рынка заработали в рамках 4,6 тыс. дел о банкротстве, которые рассматривались в прошлом году Арбитражным судом СПб и ЛО: 2070 дел, перешедших с прошлых лет, и 2532 дел, начатых в 2015 году. Наше исследование "Карта юридического рынка Петербурга — 2015" показало, что лидерами банкротного сегмента рынка правовых услуг в денежном выражении оказались юридические компании "Прайм Эдвайс" (30%), "S&K Вертикаль" (10%), CLC (9%), "Апелляционный центр" (4,5%), Hannes Snellman (3,6%), "РАУД" (3,1%), "Ильюшихин и партнеры" (2,6%), "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" (2,5%), "ЛексКледере консалтинг" (2%), "Максима лигал" (1,8%) и др.
Всего 20 нанесенных на "карту" фирм заработали 598 млн из примерно 800 млн рублей (почти 75%), потраченных в 2015 году на юридические услуги в рамках дел о банкротстве. Остальные примерно 200 млн рублей поделили между собой сотни одиночных юристов и десятки небольших фирм, привлекаемых арбитражными управляющими для работы над простыми банкротными делами.
Доходы крупнейших игроков рынка сопровождения банкротств Петербурга в 2015 году, млн рублей
Источник: Источник: Арбитражный суд СПб и ЛО
Наш метод
Как и в прошлом и в позапрошлом году, "ДП" провел мониторинг доходов специалистов, привлекаемых арбитражными управляющими для юридического сопровождения процедур банкротства. Эти доходы находят отражение в судебных актах арбитражного суда, которые выносятся при рассмотрении ходатайств арбитражных управляющих о выделении этим специалистам средств из конкурсной массы должника.
В соответствии с этими засвеченными доходами мы традиционно уже составили альтернативный рейтинг участников банкротного рынка. В результате в поле зрения мониторинга попали доходы юристов на общую сумму около 80 млн рублей (10% от оценочного объема рынка), заявленные в рамках 39 дел о банкротстве. Для сравнения: в прошлом году засветившиеся доходы составили всего 40 млн рублей (4% от рынка).
Фирмы и юристы, заработавшие на банкротстве, млн руб.
Источник: Источник: Арбитражный суд Спб и ЛО
Золото
Первое место в этом альтернативном рейтинге заняли трое юристов — Алексей Мельников, Дмитрий Тариканов и Вениамин Шишминцев, которых привлек к делу о банкротстве торговой компании "Балтика" управляющий Денис Сурметов. Эти юристы подали множество исков к контрагентам банкрота: взыскали долги, изъяли из чужого владения технику, привлекли к ответу бенефициаров. Кончилось все тем, что летом 2015 года структуры фирмы–должника погасили все долги и банкротство прекратилось. А управляющий потребовал оплатить услуги юристов на общую сумму 24,3 млн рублей. В необходимости этих расходов он пытается убедить суд по сей день.
Серебро
На втором месте оказался лидер рынка банкротств, группа "Прайм Эдвайс". В 2015 году она гораздо реже, чем раньше, получала оплату своих услуг по определению суда: в ее пользу "похудели" конкурсные массы ООО "Севинвест" (осколок холдинга "Севкабель", активы которого уже давно перешли к банку "Санкт–Петербург" и теперь ищут нового владельца) и ООО "Уют". Вероятно, новые рекорды фирмы еще впереди: в этом году она вошла в гигантское дело о банкротстве авиакомпании "Трансаэро" на стороне "ВЭБ–лизинга", который с требованиями на 52 млрд рублей явно намерен там всем заправлять.
Бронза
На третьем месте — юридическая фирма "Оверстон лигал", заработавшая 11,6 млн рублей на банкротстве ООО "Ромекс инвест". Эта компания еще в 2004 году затеяла строительство МФК площадью 12 тыс. м2 с паркингом на 286 машино–мест на участке 1 га во Фрунзенском районе Петербурга, но не достроила объект до сих пор. В 2009 году фирма вошла в московский холдинг "РТМ", а затем обанкротилась. Долги компании составляют 1,5 млрд рублей. Недострой является основным активом.
"Оверстон лигал" (фирма основана в 2009 году юристами Александром Индиковым и Виталием Ткаченко, сейчас принадлежит Людмиле Ануфриевой) в прошлом году выиграла для банкрота суд о признании права собственности на недострой, после чего собственники банкрота (офшоры, связанные с московской девелоперской группой "Арес–недвижимость") стали активно скупать его долги у кредиторов.
Догоняющие
На четвертом месте оказался известный игрок банкротного рынка — ООО "Арбитражный центр" Максима Атнабаева. Эта компания, созданная в 2012 году специально для работы на растущем рынке банкротств, засветилась сразу в пяти делах о несостоятельности, в которых заработала в 2015 году 7,9 млн рублей. Она обанкротила выборгский завод металлоконструкций "Заро", девелоперскую компанию "Крона плюс", дистрибьютора автозапчастей "Минитэкс–СПб", а также промышленно–строительную фирму "ПГ–стром".
“
Мы стараемся получать оплату наших услуг непосредственно от заказчика, а не из конкурсной массы по определению суда. Потому что иногда такие вот выплаты приходится в конкурсную массу возвращать — в соответствии с определением суда вышестоящей инстанции. Та же история с вознаграждением арбитражных управляющих: Верховный суд дал право взыскивать с них излишне уплаченные суммы. Чтобы не ходить по краю, лучше взять деньги у заказчика, а если суд что–то выплатит официально — заказчику и вернуть. Так делают многие, в том числе и те, кто попал к вам в рейтинг.
Владимир Полуянов
партнер Апелляционного центра
“
Никаких трендов нет, все индивидуально. Способ оплаты юристов–банкротчиков зависит от того, какие цели преследуют заказчики. Есть банкротства фирм–пустышек, заказываемые бенефициарами. Там заранее известно, что на балансе фирмы ноль и все расходы несет бенефициар. А банки, например, практически никогда не банкротят пустых должников. Они всегда перед тем, как подать иск о несостоятельности, проводят дью–дилидженс и затем компенсируют расходы на процедуру за счет конкурсной массы.
Андрей Бровин
арбитражный управляющий