Очередной фильм с разоблачениями Алексея Навального готовится к показу на российском телевидении. Отечественную пропаганду губит жанр — формат телевизионного шоу не позволяет сделать обвинения сколько-нибудь убедительными, и они приобретают характер бесцельного иллюзиона.
Российское телевидение продолжает нападать на лидеров непарламентской оппозиции: после фильма о Михаиле Касьянове на НТВ последовал фильм на "Вестях" об Алексее Навальном. Строго говоря, показ состоится в среду, но анонсирующего фрагмента, продемонстрированного в "Вестях недели", в общем уже вполне достаточно — тема раскрыта.
В двух словах: Алексея Навального обличают в работе то ли на американскую, то ли на британскую разведку (ЦРУ и МИ-6 мельтешат в тексте до степени взбалтывания). Он носил псевдоним Фридом и был завербован агентом Соломоном, главой фонда Hermitage Capital, следует из расследования. Авторы цитируют невесть как попавшую к ним в руки переписку агентов и показывают некие документы аж из 1986 года, прямо озаглавленные "Изменения конституционной и политической системы в Восточной Европе и СССР".
Спрут, как выяснилось, раскинул свои щупальца не только далеко вглубь истории, но и широко. Например, в одном из донесений говорится о том, что именно агенту Соломону через связи в российской пенитенциарной системе предложено "организовать неоказание медицинской помощи Сергею Магнитскому" — юристу Hermitage Capital, скончавшемуся в СИЗО.
Все это выглядит довольно сомнительно: мы не знаем, откуда все это; может быть, в среду расскажут, но пока, в отличие от недавнего "панамского скандала", нет источника, который бы, пусть скрипя зубами, но признавал — документы кто-то спер, любовница или еще кто. Слишком много предлагается принять на веру. Возможно, в разведках всех стран и принято, конечно, секретные планы печатать и озаглавливать прямо и бескомпромиссно "План по развалу страны", а секретные агенты пишут в Skype непременно под оперативными псевдонимами, но то, что американские агенты могут через ФСИН "организовать неоказание медицинской помощи", сложно представить все-таки.
Отечественную пропаганду губит жанр — она предпочитает работать в примитивном телевизионном формате, который накладывает довольно значительные ограничения на подачу информации. По телевизору не показать толком массив документов, не процитировать переписку, которую приходится переводить и подавать уже в придуманном виде, и т. д. В результате Алексей Навальный может с полным основанием заявить, что это попросту выдуманные диалоги, а возразить ему на самом деле нечего. Если не выдуманные, то где оригинал?
Эксперты подбираются третьестепенные, частью откровенно комичные, и в итоге для телезрительской массы этого, может, и достаточно, но для привыкшей к чтению аудитории выглядит недостаточно убедительно, не выходит за рамки традиционных телешоу, и в этом смысле верить шоу Дмитрия Киселева — это все равно что всерьез относиться к передачам Елены Малышевой, например.
Реакция Алексея Навального на фильм мало чем по сути отличается от реакции Владимира Путина на "панамскую утечку". Диалоги выдуманы, а вообще — "фантастика, просто фантастика". "Чего-то там поковыряли и слепили", как сказал президент. Вот так у нас все и работают, ковыряют и лепят, ковыряют и лепят.
Странным выглядит само неподдельное и искреннее внимание, с которым пропаганда относится к Касьянову и Навальному. Если попробовать посмотреть на ситуацию под углом нормального политического процесса, то лидеры далеко не самой популярной партии не должны бы заслуживать таких атак. Все равно что власти США бы обрушились всей своей мощью на какую-нибудь, допустим, Конституционную партию. Это, видимо, следует списать на своеобычность российской политической системы, в которой официальная оппозиция никем как реальная оппозиция не воспринимается. Любой негатив в России традиционно списывается на происки агентов, "у каждой ошибки есть фамилия, имя и отчество" и т. д., так что и политическая борьба сводится к поиску и изобличению агентов, а все остальное имитация.
Поэтому главный вопрос, который ставят без ответа такие фильмы, — это безнаказанность фигурантов. Если агенты "раскачивают лодку" на деньги зарубежных спецслужб, то должно последовать наказание, уголовное дело. Совсем недавно Сергей Удальцов сел за Болотную площадь после контактов с Гиви Таргамадзе; государственная машина регулярно реагирует и на куда менее значимые инциденты, а в случае с Навальным такого не наблюдается, и оттого все киселевские разоблачения приобретают характер странного иллюзиона без определенной цели.