Задержание депутата Вячеслава Нотяга по подозрению во взятке, естественно, приобрело политический окрас — крайне неприятный сразу для целого ряда крупных петербургских политиков. Не исключено, что это лишь начало громкой кампании, которая затронет и других депутатов. Dp.ru попытался разобраться, кому это дело выгодно и кто окажется в числе пострадавших.
Дело Вячеслава Нотяга, подозреваемого в неоднократном получении взяток от руководства строительной компании "Воин-В" (на общую сумму не менее чем в 900 тыс. рублей, говорят следователи), мгновенно и неизбежно стало громким политическим событием. Депутатов у нас как-то не то чтобы часто задерживают с поличным и берут в наручники. Как всегда в таких случаях, можно спорить, политика тут играет главную роль или нет, но вообще все, что происходит перед выборами с политиками, — это политика, как минимум отчасти. Тем более что задержание парламентария произошло в пиковый момент кризиса: днем ранее подал в отставку председатель Горизбиркома Алексей Пучнин, в день задержания ГИК сформировал составы территориальных избирательных комиссий — в пользу лагеря спикера Законодательного собрания Вячеслава Макарова.
Поэтому первая мысль, возникшая у многих наблюдателей, была простой: пришел ответ со стороны Смольного за отставку Пучнина. Вячеслав Нотяг — беспартийный депутат из неформальной фракции Максима Резника, они старые товарищи (Резник преподает в частной школе Нотяга) и бывшие "яблочники". Вместе были исключены из партии Григория Явлинского после скандала с подтасовкой результатов выборов-2011, вместе примыкали к прохоровской "Гражданской платформе", вместе перешли в Партию роста.
Политическая "вилка"
Почти сразу в СМИ замелькала и фамилия Резника. Будто бы и он присутствовал как-то при переговорах Нотяга и гендиректора "Воина-В" Олега Глущенко и, более того, вроде бы участвовал во взимании мзды за невмешательство, и из 600 тыс. рублей, с которыми Нотяга взяли в ресторане "Звезда", половина предназначалась Резнику. Об этом рассказывает сам Олег Глущенко; Максим Резник инсинуации отрицает и говорит, что пока его никто никуда не вызывал. Оба парламентария писали запросы, касающиеся "Воина-В"; впрочем, само по себе это не преступление, писали и другие депутаты.
Этот небольшой, но сплоченный лагерь близок сразу к двум ключевым фигурам предстоящих выборов: Вячеславу Макарову и депутату Госдумы Оксане Дмитриевой, ныне курирующей в Петербурге Партию роста. В прошлом соперники, они заключили между собой нечто вроде перемирия, сойдясь в том числе на почве неприязни к Алексею Пучнину. Максим Резник всегда был рупором для критики администрации губернатора со стороны Мариинского дворца, и, вероятно, именно он и сумел свести обоих политиков. Соответственно, дело против Нотяга — "вилка" обоим главным оппонентам Смольного и удар по неформальным пактам.
Вячеслав Макаров заявил, что у него "состоялся разговор с руководителями Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Петербургу и лично Александром Клаусом... Сегодня главная задача — обеспечить объективное следствие. Только после его окончания будут приниматься решения". Заявил, кстати, на сайте петербургской "Единой России", а не Законодательного собрания, то есть выступил не как спикер, защищающий депутата, а как партиец, защищающий члена другой партии. Примечательно вообще то, что депутата задерживают, не ставя в известность спикера. Хотя санкция губернатора наверняка в этом случае была.
Вряд ли дело Нотяга — прямой ответ на отставку Алексея Пучнина; тогда получается, что дело разработали буквально за день, а взятки, если верить СКР и Олегу Глущенко, давались на протяжении 2 лет. Скорее уж эпизод общего противостояния. Хотя отставка могла подтолкнуть здесь к решительным действиям и определить степень публичности. Это если исходить из политического характера дела. Но может иметь место и совпадение — компания "Воин-В" уже давно бьется с жителями и вполне могла просто дозреть какое-то время назад до обращения в ФСБ.
Откуда в поле воин
Владелец "Воин-В" Олег Глущенко — выпускник Высшего военно-морского инженерного училища ВМА им. адмирала Кузнецова. До 1996 года служил в вооруженных силах, затем занялся бизнесом. Строительную компанию "Воин" возглавил в 2000 году. Компания занимается расселением хрущевок. В городе на этом специализируются только две компании (вторая — "СПб Реновация"). "Воин-В" в 2008 году приобрела за 103,5 млн рублей 22,7 га в Ульянке (Кировский район), чтобы построить 12 домов общей площадью 275 тыс. м2 на 3 тыс. жителей. При этом компания практически сразу же столкнулась с протестами местных жителей и поддержавших их общественников-градозащитников и депутатов.
Например, для строительства первого из 12 домов в Ульянке требовалось расчистить строительную площадку, в том числе спилить 65 берез. По этому поводу разгорелся скандал: жители митинговали и обращались в суды, но в результате застройщик все-таки срубил березы. В квартале реновации на улице Лени Голикова застройщик засыпал пруд, но снова столкнулся с протестами местных жителей. Их поддержал депутат Законодательного собрания от партии "Яблоко" Борис Вишневский, который инициировал прокурорскую проверку. Против активности "Воина" выступали не только "яблочники" — не раз протестовал и влиятельный единоросс Сергей Никешин.
Также корпорация построила жилые комплексы "Чистые пруды" недалеко от станции метро "Проспект Ветеранов", "Вилла Финляндия" в Коломягах и "Северная Корона" рядом с Удельным парком. В этом проекте фирма тоже столкнулась с сопротивлением со стороны жителей, поддержанных депутатами Законодательного собрания от партии "Яблоко". У холдинга есть и собственное агентство недвижимости.
Очередной скандал вокруг строек "Воина-В" разгорелся в этом месяце. Почти 2 недели жители Александрино не пускали на стройку девелопера тяжелую технику. Так они протестовали против возведения многоэтажки на границе парка "Александрино", который охраняется ЮНЕСКО. Однако компания предъявила все разрешительные документы, и в итоге работы все-таки начались, но были снова приостановлены. Если дело закончится обвинением и приговором, это будет серьезным ударом по градозащитной деятельности в Петербурге в целом и, возможно, началом публичного разговора о градозащитном рэкете — теме в Петербурге полутабуированной, но острой. До сего момента застройщики хоть и жаловались на рэкет, фамилий предпочитали не называть.
Кому придется побледнеть
Наблюдатели спорят, похож ли Вячеслав Нотяг на коррупционера или нет. Говорят, что депутат был совсем не таким влиятельным, чтобы заставить платить такую компанию, как "Воин-В", и считают, что его подставили. Впрочем, голые факты состоят в том, что имеется уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ; Вячеслава Нотяга, как заявило ГСУ СКР по Петербургу, подозревают в получении взятки в особо крупном размере. Депутат в руках следователей, и все будет зависеть от того, что из него сумеют выжать. Если все подтвердится, то слова о политическом заказе будут выглядеть бледно. Если дело развалится, бледно будут выглядеть уже правоохранительные органы.
Имеет подозрение под собой основание или нет, станет известно позже. В общем, сейчас довольно бессмысленно спорить, подстава это или нет. Взятие с поличным усложняет поиск оправданий, на лице у человека никогда не написано, способен ли он брать взятки, но и надуманные дела против представителей оппозиции в России тоже, к сожалению, часть ландшафта. За это Вячеслав Макаров, если ему что-то не нравится, должен высказывать претензии в том числе собственным партийным руководителям. Нигде не написано, что Вячеслав Нотяг должен чем-то принципиально отличаться от Алексея Навального.
Говорить имеет смысл о самом факте наличия дела, которое уже реальность и поэтому уже окажет влияние на дальнейшие расклады. Партия роста в Петербурге начинает с коррупционного скандала и почти наверняка теряет кандидата вне зависимости от исхода дела. Поставлен под сомнение авторитет Вячеслава Макарова среди депутатов и могут сильно пострадать его неформальные связи с демократической оппозицией. Главное же — никто не знает, кто будет следующим после Нотяга. Источники ТАСС в правоохранительных органах дают понять, что другие фигуранты вполне могут появиться: "Данная преступная деятельность носила систематический характер, поэтому не исключено, что участие в ней принимали его коллеги по политической деятельности", — отмечают они.