Любой магазин, приобретатель товара или пользователь услуг может оказаться нарушителем интеллектуальных прав и быть оштрафован на миллионы рублей. Защититься от провокаций правообладателей очень сложно.
Владельцам товарных знаков, патентов и иных объектов интеллектуальной собственности закон предоставляет неограниченные возможности разрешать или запрещать их использование. Санкции за любое нарушение могут достигать 5 млн рублей.
Без вины виноваты
Часто ответчиками по искам правообладателей становятся ретейлеры. Наличие контрактов и заверений поставщиков не защищает их от исков. Так, американская компания Discount Provider Оf USA Inc обвинила петербургского автодилера "Шувалово–Моторс" в нарушении прав на полезную модель — детали кузова (крылья) автомобилей марки Kia. Хотя сами автомобили и крылья производились в Южной Корее, а дилер закупал их у официального поставщика. После получения результатов экспертизы истец вынужден был отказаться от претензий.
Кампанию по защите своего бренда вела группа "Севкабель". На пресс–конференции ее представители сообщили о пожароопасности контрафактной продукции — электрических проводов, продаваемых в магазинах Петербурга. По заявлению компании полиция изъяла такой кабель в торговых сетях "Максидом" и OBI. Но в суде выяснилось, что так называемый контрафакт производился дочерней структурой "Севкабеля" — сарапульским заводом "Цветлит". Такую связь даже при отсутствии лицензионных договоров суд расценил как доказательство введения спорного товара в оборот под контролем правообладателя и с его согласия. Кроме того, исследования кабеля и передача образцов на экспертизу проводились опять же самим "Севкабелем". Признав "потерпевшего" заинтересованным лицом, арбитраж отклонил представленные им доказательства как недопустимые, констатировал невиновность торговых сетей и обязал вернуть незаконно изъятый товар.
С проблемами "интеллектуального обременения" могут столкнуться и обычные пользователи. Например, компания "Аргос" уклоняется от заключения или исполнения публичного договора по предоставлению услуг электронного документооборота и сдачи отчетности в налоговые и иные надзорные органы, обременяя его "продажей неисключительных срочных прав (лицензии) на использование программного комплекса". О необходимости ее приобретения ни в основном договоре, ни в рекламе ничего не сказано. В итоге пользователи оказываются в бесправном положении и не могут пользоваться порой даже оплаченными услугами. Более того, сами условия получения лицензии гендиректор ООО "Аргос СПб" Ольга Баранова считает коммерческой тайной и угрожает разгласившим их клиентам преследованием.
Значит вооружен
Юристы убеждены: покупателю необходимо удостовериться, что товар свободен от прав третьих лиц, или как минимум закрепить это условие в договоре с поставщиком. "Такая оговорка не освобождает добросовестного приобретателя от претензий правообладателя, даже если та же торговая сеть не знала и не могла знать о нарушении, — констатирует старший юрист фирмы "Городисский и Партнеры" Ярослав Горбунов. — На практике крупным магазинам присуждают штрафы (компенсации в пользу правообладателей), но, учитывая отсутствие реальной вины ответчиков, суды в таких случаях чаще всего снижают размер взыскиваемой суммы. Кроме того, причиненный ущерб магазины могут в порядке регресса предъявить поставщику". Такого же мнения придерживается и старший юрист "ЕПАМ" Дарья Сергеева: "На практике от поставщика почти всегда требуют предоставить заверения и гарантии, что ему ничего не известно о возможных нарушениях исключительных прав третьих лиц. Но наличие таких гарантий не избавляет от разбирательств с правообладателями. Ведь в коммерческой сфере отсутствие вины лица, использующего объекты интеллектуальных прав, не освобождает его от ответственности".
По мнению экспертов, защититься от претензий — проверить патентную чистоту и отсутствие иных интеллектуальных обременений товара — невозможно.
"Авторские права не должны регистрироваться, а проверка товарных знаков, изобретений и ряда иных объектов требует специальных знаний. Так что следует прежде всего для снижения рисков внимательно отбирать контрагентов, изучать ассортимент для выявления группы риска и периодически проверять права на товары", — полагает советник Dentons Анастасия Загородная.
А вот член правления Ассоциации патентоведов Петербурга Валерий Мордвинов полагает, что самые надежные гарантии предусмотрены законодательством: "Независимо от условий договора поставщик отвечает перед своими потребителями за нарушения прав третьих лиц".